Минтранс решил ужесточить правила освидетельствования пилотов и диспетчеров

Сведения о состоянии здоровья работников гражданской авиации будут вноситься в централизованную базу

Минтранс РФ предлагает внести изменения в «Воздушный кодекс» РФ, касаемые контроля за состоянием здоровья членов экипажа самолетов и диспетчеров управления воздушным движением. В частности, им нельзя будет принимать лекарства, влияющие на безопасное выполнение их служебных функций, если они в этот момент не находятся на больничном и без назначения врача. При малейшем подозрении на употребление любых одурманивающих веществ их обяжут пройти специальное медосвидетельствование. С теми, кто попытается уклониться от него, сразу расторгнут контракт. И все эти сведения попадут в создаваемую централизованную базу, так что дальнейшее трудоустройство таких сотрудников станет невозможным.

Сведения о состоянии здоровья работников гражданской авиации будут вноситься в централизованную базу

Соответствующий законопроект выложен на федеральном портале нормативных правовых актов.

Документом, в частности, дополняется перечень оснований для расторжения трудового контракта с членами экипажа воздушного судна и диспетчерами управления воздушным движением по инициативе работодателя. Для того чтобы лишиться работы, им теперь достаточно отказаться или уклониться от прохождения обязательного медицинского освидетельствования, освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения).

На такое освидетельствование работодатель может направить пилота или диспетчера «в случае выявления во время предполетного (послеполетного) медосмотра члена экипажа гражданского воздушного судна или предсменного (послесменного) медицинского осмотра диспетчера управления воздушным движением признаков у них состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ».

При этом отговорки, дескать, болело сердце, выпил валокордин, не прокатят — пилотам и диспетчерам нельзя будет принимать определенные лекарственные препараты, влияющие на качество выполнения их работы (их перечень утверждается Минтрансом и Минздравом) «вне периода оказания им медицинской помощи».

Уточняются и случаи, когда будет проводиться послеполетный (послесменный) медосмотр: если во время смены пилота или диспетчера произошло авиапроисшествие с его участием, или если у работодателя или должностных лиц органов госконтроля (надзора) возникнут обоснованные подозрения, что пилот или диспетчер находится на работе в состоянии опьянения, в том числе наркотического «или иного токсического».

Ну и, наконец, будет создана «автоматизированная централизованная база мониторинга состояния здоровья специалистов авиационного персонала гражданской авиации». Как значится в документе, она необходима, чтобы отслеживать состояние здоровья, причем не только пилотов и диспетчеров, но и других специалистов, от которых зависит безопасность полетов. В эту базу будут вноситься в том числе результаты всех их медосмотров и освидетельствований, а также данные организаций и специалистов, что их проводили.

Эти данные будут храниться с соблюдением врачебной тайны. А доступ к этой информации будут иметь Центральная врачебно-летная экспертная комиссия, врачебно-летные экспертные комиссии и медицинские эксперты медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское освидетельствование.

— В принципе, это дежурный документ, — поясняет авиаэксперт «МК», заслуженный пилот России, неоднократный участник комиссий по расследованию авиапроисшествий Олег Смирнов. — Дело в том, что в Воздушном кодексе у нас не акцентировано внимание на всевозможных психотропных веществах и наркотиках, в том числе новых, которые все появляются и появляются. В кодексе есть конкретные установки относительно алкоголя, а вот относительно таких средств их нет. Поэтому и ввели это понятие как дополнение. И это логично — если алкоголь запрещен, то и психотропные вещества и наркотики тем более должны быть запрещены. Им абсолютно не место в гражданской авиации. Новым законопроектом все это сейчас ужесточается и конкретизируется. Я думаю, что таким образом будут отсеяны те, кто сейчас, употребляя психотропные средства, как-то скрывается, уходит каким-то образом от проверок. Но мозги-то у них уже набекрень, и им, конечно, не место за штурвалом самолета и за диспетчерском пультом.

— Не видите ли вы каких-то подводных камней в этом законопроекте?

— Единственное, что меня смутило, — я поставил себя на место руководителя авиакомпании, так как возглавлял в свое время авиакомпанию.  Понятно, что укомплектование медработниками ляжет на руководителя авиапредприятия. И если на определение алкоголя уже все отработано, то подступы к определению других запрещенных веществ будут другими. А это и несколько иные специалисты, и новые помещения. То есть — дополнительные расходы для авиакомпаний. А это значит, что цены на авиабилеты будут повышаться.

— Что вы можете сказать о централизованной базе, в которую планируют вносить результаты медосвидетельствований?

— А вот база — это хорошая штука. Такой базы федеральной раньше не было. Например, вы проситесь ко мне как к руководителю авиакомпании командиром корабля. Я изучаю вашу профессиональную подноготную — прежде всего меня интересует, где вы учились, как вас тренировали, на чем тренировали, как вы летали, нет ли у вас по вашей вине летных происшествий. А потом я ныряю в эту базу — а не были ли вы замечены в употреблении психотропных средств, наркотиков и так далее? И если были, я вам вежливо отказываю. Так что тот, кто погорел на этом деле, потом ему будет очень трудно устроиться на работу, даже, я бы сказал, что при наличии такой базы невозможно. И это очень хорошо.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27985 от 31 мая 2019

Заголовок в газете: Для летчиков сократят список разрешенных лекарств

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру