Лучшее - детям: как городской транспорт меняется для маленьких пассажиров

В рамках развития транспортной системы столицы зарождается новый тренд – адаптация общественного транспорта и инфраструктуры под нужды и интересы пассажиров с детьми

22.08.2019 в 20:24, просмотров: 1929

По данным столичной мэрии, ежедневно на общественном транспорте Москвы передвигается свыше двух третей жителей города, что, в среднем, составляет около 5 млрд пассажиров в год или 396 поездок на одного горожанина ежегодно (для сравнения, в Пекине и Нью-Йорке последний показатель на порядок ниже - 313 и 305 поездок соответственно). И за последние годы значительную часть пассажиров стали составлять родители с детьми, привлекаемые возросшим комфортом подвижного состава и новыми сервисами для маленьких пассажиров.

Лучшее - детям: как городской транспорт меняется для маленьких пассажиров

Сегодня эксперты подчеркивают особую важность адаптации транспорта под нужды детей и говорят о постепенном развитии и хороших перспективах этого тренда. «Дети – отдельная группа пассажиров,  - подчеркивает доцент Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского Мария Роженко. - Ведь тот человек, который с детства привык ездить на общественном транспорте, в дальнейшем не пересядет в автомобиль. Конечно, при соблюдении требований по комфорту, удобству и чистоте».  

Действительно, в последнее время транспортные ведомства все больше прислушиваются к этим требованиям. В Сервисном центре «Московский транспорт» организованы комфортные зоны самообслуживания и ожидания, детский уголок. Спуститься с детьми в метро также перестало быть проблемой: если на станциях отсутствуют лифты, то родители могут обратиться в Центр обеспечения мобильности пассажиров Московского метрополитена – специальные работники помогут спустить коляску по лестнице или эскалатору.

Дептранс Москвы также проводит различные акции, которые интересны для посещения всей семьей, превращая, таким образом, транспорт в объект досуга и пространство интересных развлечений. Так, в июле в Москве состоялся День транспорта – дети смогли посмотреть на парад трамваев и выставку спецтранспорта и узнать, какой транспорт ходил по городу до их рождения: можно было даже зайти внутрь настоящей конки с лошадьми – она пользовалась у малышей особой популярностью.

В эти дни проходит новая акция, посвященная 50-летию картин, созданных на студии «Союзмультфильм»: «Крокодил Гена», «Ну, погоди!», «Винни-Пух», «Бременские музыканты» и «Умка».

Персонажи этих мультфильмов появятся на автобусе М9, курсирующему на маршруте Китай-город – Владыкино. Изображения героев мультфильмов-«юбиляров» также украсили сотню остановок городского транспорта. Кроме того, в сентябре по Серпуховско-Тимирязевской линии метро начнет ходить поезд, оформленный кадрами из знаменитых мультфильмов. Вместе с тем будет выпущено 40 тысяч тематических карт «Тройка».

Немаловажен и вопрос обновления городского транспорта, который был бы безопасен и удобен для проезда с детьми. Сейчас по городу ходят новые автобусы, электробусы и трамваи – в них удобные сидения и поручни, низкий вход в салон, есть места для детских колясок. При этом столица намерена продолжать закупку нового транспорта – по словам заммэра столицы и главы Дептранса Максима Ликсутова, речь идет о закупке порядка 1200 новых автобусов в 2019 году. Кроме того, в 2023 году в Москве будет полностью обновлен парк трамваев.

Между тем лидирует в «детском» тренде пригородно-городской железнодорожный транспорт. Так, к примеру, с учетом потребностей маленьких пассажиров и их родителей спроектированы поезда «Иволга». Сейчас они ходят по маршрутам Москва Белорусская − Одинцово, Москва Белорусская – Усово, Царицыно − Подольск, Нахабино – Москва Рижская, Нахабино – Подольск, Подмосковная – Новоиерусалимская. И уже в конце этого года 39 таких составов должны пойти по первым двум линиям Московских центральных диаметров (МЦД) – от Одинцова до Лобни и от Нахабина до Подольска.

Главное – у этого поезда широкие двери и бестамбурный салон, что позволяет беспрепятственно войти в него с коляской с малышом, подчеркивают эксперты. Так, председатель Московского общественного объединения пассажиров Кирилл Янков отмечает, что пространства, где можно будет встать и проехать с коляской,  в таких современных поездах как «Иволга» действительно больше, чем в привычных электричках «Дело в том, что здесь отсутствует тамбур, и проехать родителям с колясками действительно проще», - добавляет он.

Накануне производитель – «Тверской вагоностроительный завод» компании «Трансмашхолдинг» – презентовал новую модификацию «Иволги» – специально для МЦД. В вагонах обновленного поезда удобные кресла, по два сиденья друг напротив друга, и очень много поручней разной конфигурации (от вертикальных до поручней на спинках кресел) и на разной высоте – за многие из них удобно держаться детям. В головных вагонах обустроены просторные туалетные комнаты - с пеленальными столиками, сенсорными дозаторами воды и мыла и электросушилками для рук.

Вместе с тем шумоизоляция, быстрый разгон и плавное торможение, которых инженеры добились благодаря применению системы пневмоподвешивания, современного двигателя, тормозной системы, позволят отдохнуть в салоне как детям, так и их родителям.

Кроме того, не стоит переживать за здоровье детей на таком поезде, особенно в периоды гриппа и простуд – по всему пространству пассажирского салона не только действует климат контроль, но и обеззараживатель воздуха.

Для того, чтобы поездки проходили для пассажиров максимально безопасно головные вагоны оснащены краш-модулями – в случае аварии они «поглощают» удар, защищая пассажиров. Также в «Иволге» работает комплексная система видеонаблюдения и система контроля бдительности машиниста.

О приспособленности «Иволги» для поездок с детьми говорят и эксперты. «Пространства, где можно будет встать с коляской,  в таких современных поездах как «Иволга» достаточно, действительно больше, чем в привычных электричках, где с коляской сложно даже проехать по проходу», - комментирует председатель Московского общественного объединения пассажиров Кирилл Янков. 

Также в «Иволгах» оборудовали удобные велопарковки – в том числе, для любителей семейных вылазок на природу с детьми в велокреслах – стеллажи для крупногабаритного багажа, которые актуальны, например, когда люди едут с дачи или в аэропорт.

С ребенком вдвойне важно не пропустить нужную остановку – для этого в поезде установлены информационные табло, которые будут показывать новости, прогноз погоды и маршрут следования. А еще действует бесплатный Wi-Fi, есть розетки для зарядки устройств – в поездке можно будет включить мультфильм, не боясь, что гаджет разрядится.

Эксперты подчеркивают, не только «Иволги», но и вся инфраструктура проекта  МЦД будет отвечать требованиям пассажиров с детьми: «Московские центральные диаметры должны быть запущены уже в ноябре этого года. Будет проведена большая работа по адаптации платформ для маломобильных групп и мам с детьми по пути следования поездов на маршрутах от Лобни до Одинцово и от Нахабино до Подольска. Вместе с тем, за счет того, что в поездах не будет межвагонных дверей, мамы с колясками смогут совершенно свободно перемещаться по поезду», - говорит председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

МЦД, задуманные как наземное метро, которое пройдет через центр столицы из одних городов Подмосковья в другие и будет интегрировано в существующую систему транспорта (пересадки на метро, МЦК, автобусы), станут совершенно новым этапом развития транспортного комплекса Москвы и Подмосковья и позволят жителям области быстрее добираться до центра. Ожидается, что общий пассажиропоток МЦД составит 330 млн человек в год.

Движение на МЦД будет организовано по пяти линиям. Первыми начнут работу два маршрута - от Одинцова до Лобни и от Нахабина до Подольска. Затем будут введены в эксплуатацию еще три: от Зеленограда до Раменского, от Железнодорожного до Апрелевки и от Пушкино до Домодедово. Движение будет тактовым, с минимальным интервалом попутного следования 5-6 минут. Время работы будет совпадать со временем работы метрополитена: с 5.30 утра до 1.00 ночи. Оплатить проезд можно будет привычной «Тройкой».

Фото: пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы