32 коллектива пожилых артистов представили свои проекты

"Главное, что пришлось понять: театр — это работа"

Чеховские три сестры, а также персонажи «Чайки» и «Вишневого сада» — кажется, что их должны играть молодые люди? А вот и нет! Точнее, необязательно: 18 ноября, на сцену Дворца на Яузе вышли артисты театральных коллективов со всей Москвы. Что их объединяет? Состоят в них пенсионеры — пожилые люди, никогда не бывшие профессиональными актерами, но решившиеся наконец попробовать. И они попробовали — удачно: овации не стихали долго.

"Главное, что пришлось понять: театр — это работа"

Уходящий, 2019 год не зря был объявлен Годом театра — в рамках проекта «Московское долголетие» открылось театральное направление, и множество пожилых людей получили шанс попробовать свои силы в любительских труппах. Театральные кружки работают на базе центров социального обеспечения в разных районах города, и в них уже занимается более 2000 пожилых москвичей. Техника речи, сценическое движение, актерское мастерство — все те предметы, которые изучают студенты театральных вузов, стали доступны московским пенсионерам.

— Мы в этом сезоне запустили новое направление проекта, в котором любой пенсионер Москвы может прийти и записаться в театральную студию. Они открыты в 70 районах столицы. Сегодня в театральных студиях занимается больше двух тысяч человек. Студии рассчитаны на тех, кто в своей жизни всегда мечтал о театре, но в силу обстоятельств не мог исполнить свою мечту. И сегодня больше 50 процентов студий принимают участие в фестивале «Серебряная астра», — объяснил зам. руководителя столичного департамента труда и социальной защиты населения Владимир Филиппов.

В фестивале приняли участие 32 команды. Пожилые актеры-любители работали в отличном тандеме с молодыми профессиональными режиссерами, выпускниками ГИТИСа и Театрального института им. Щукина. Несмотря на разницу в возрасте, опыте и насыщенности программы театрального марафона, коллективы справились с задачей — на сцене Дворца на Яузе показали аж шесть полноценных и очень качественных спектаклей. Зрители собрались разные: и искушенные театралы, и обычные москвичи провожали актеров и режиссеров продолжительными овациями.

— Я всего два месяца назад пришла сюда попробовать, — признается одна из участниц коллектива «Московский театрал». В их гримерке суета: полдюжины пожилых дам, одетых в благородные белые платья, добавляют последние штрихи к своему образу. — Давно хотела попробовать, но никак не получалось. А сейчас внуки выросли, моя помощь им не так часто нужна. Свободное время появилось. Вот и вышла на сцену!

— Главное, что пришлось понять: театр — это работа, — продолжает коллега по труппе. — Я думала, честно говоря, что это будет кружок. Ну такой же, как бассейн или английский язык: позанималась пару часов в неделю — и достаточно. Оказалось, что это очень тяжелый труд: каждый день мы репетировали порядка четырех часов, да и дома я регулярно повторяла свои реплики, отрабатывала движения. По-моему, полноценный рабочий день. Иногда мне кажется, что я на службе так не уставала... Может быть, просто годы берут свое.

Так или иначе, но результат трудов превзошел все ожидания: представленные на сцене Дворца на Яузе спектакли были выполнены на хорошем профессиональном уровне. А где его не хватило — там сделал свое дело энтузиазм актеров.

Конечно, Чехов — это классика... А вот спектакль с ироничным названием «Баба Шанель», который представил коллектив с не менее ироничным названием «Бабульки и ТД» под руководством Анны Дрозд, заставляет задуматься об актуальных вопросах современной старости: закрыться ли в четырех стенах или продолжать жить полной жизнью?.. Главные герои, точнее, героини — практически ровесники участников труппы. Разумеется, так или иначе их истории отозвались в каждом участнике — именно поэтому сыграли они на совесть.

— Молодость в этом и заключается, что ты, даже когда тебе 90 лет, можешь радоваться жизни и любишь то, что ты делаешь, — объяснила режиссер Анна Дрозд.

И такой пыл заслужил награду. Участница коллектива Кира Петровна Брылева, играющая Нину Андреевну в пьесе «Баба Шанель», получила статуэтку за лучшую женскую роль.

Остальные тоже не остались незамеченными. «Ретро-театр» из ЮАО был отмечен в номинации «лучший актерский ансамбль». Специальным призом жюри был отмечен коллектив «Театральный роман» из ЦАО, представивший постановку «Три сестры» под руководством режиссера Яны Селезневой. Призом зрительских симпатий был награжден театральный клуб «Серебряный ковчег» из ЦАО, который подготовил с режиссером Ольгой Стороженко спектакль «Свадьба. TRIP» по пьесам Чехова. Театральная студия «Московский театрал» из ЮВАО получила награду «За верность автору» (в их случае — Чехову). Студия «Вдохновение» из ЮВАО была отмечена жюри в номинации «За преданность театральным традициям». Кстати, эту награду вручила победителям советская актриса Светлана Радченко — ей и самой уже исполнилось 94 года, поэтому переживания коллег (хотя для нее они младшие коллеги!) ей близки и понятны: она пожелала участникам продолжать заниматься любимым делом и верить в себя, в собственный талант.

Лучшим подарком победителям театрального фестиваля «Московского долголетия» «Серебряная астра» стало приглашение Департамента культуры города Москвы выступить в рамках ежегодной акции «Ночь театров‑2020» на центральной площадке в Манеже. Это означает, что заслуги коллективов — пока любительских! — признали на профессиональном уровне.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28135 от 26 ноября 2019

Заголовок в газете: Через тернии — к успеху на сцене!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру