В Росгосцирке рассказали о своем проекте: кремниевая долина в Измайлово

На базе Центра циркового искусства в столичном районе Измайлово формируется большой творческий кластер, где под руководством известных режиссеров, хореографов, композиторов и художников будут рождаться новые номера, спектакли и аттракционы.

В Росгосцирке рассказали о своем проекте: кремниевая долина в Измайлово

ЦЦИ вновь станет уникальной структурой, где будут сосредоточены самые актуальные творческие идеи людей цирка.

— Русский цирк столь же уникален, как и балет. Но уже долгие годы российский цирк почивает на лаврах наших предшественников — советских артистов и режиссеров этого искусства. Да, наша школа до сих пор — сильнейшая в мире. Наши артисты получают высшие награды большинства международных фестивалей циркового искусства. Но кризис жанра будет неизбежен, если искусство не будет развиваться. ЦЦИ и должен придать новый импульс этому развитию, - комментирует генеральный директор Росгосцирка Владимир Шемякин.

Как будет происходить перезапуск главной творческой площадки Росгосцирка, и в какие сроки, нам рассказали в переживающем второе рождение Центре циркового искусства.

Испытательный полигон

— Цирк — это такое искусство, где работа артиста тесно связана с риском для жизни. Нигде больше нет такого подхода к созданию произведений, ни в балете, ни в опере, ни в театре. А в цирке практически каждый номер — это риск для жизни. Соответственно, необходимо постоянно проводить испытания. Если этого не будет происходить, искусство перестанет развиваться, - рассказывает главный режиссер Росгосцирка Юрий Квятковский.

Центр циркового искусства в Измайлово — уникальное сооружение для творчества. Был создан в 1947 году, а в новое здание, специально построенное для него в столичном районе Измайлово, переехал в 1973 году.

Это был огромный творческий цех, конструкторское бюро цирка. В свое время его даже переименовали во Всесоюзную дирекцию по подготовке новых программ, аттракционов и номеров. Кроме пяти функциональных отделов (планово-финансовый, бухгалтерия, отдел кадров, материально-технического снабжения, административно-хозяйственный) в дирекции были собственные творческие мастерские подготовки и обеспечения творческой работы.

— Да, так и было. Центр работал, и в полной мере оправдывал свое название. Именно здесь придумывали и готовили номера для фестивалей, которые составляли славу советского цирка, выпускали номера для цирковых программ по всей стране, — рассказывает заместитель директора по творческой работе ЦЦИ Алиса Алещенко. — Здесь работали знаменитые цирковые режиссеры, и не только цирковые, приглашали и известных театральных и кинорежиссеров. Работал свой тренерский штат, хореографы, композиторы, художники. Сюда стремились артисты со своими идеями. Шли активные творческие процессы, репетиции с утра до ночи в каждом углу.

Алиса Алещенко более десяти лет работает в сфере театрального и циркового искусства, исполнительный продюсер Российского государственного театрального агентства, Московского театра мюзикла. За продюсирование ЦЦИ взялась с интересом. С цирком Алиса связана едва ли не с детства: её бабушка — заслуженный деятель искусств России, режиссер Татьяна Георгиевна Ассовская — много лет была начальником художественного отдела Союзгосцирка, а потом и заместителем генерального директора по творческим вопросам. Да и сама Алиса много работала с цирковыми артистами. Сотрудничала с фестивалем International Circus Festival Enschede (Нидерланды), с канадским театром-цирком «Les 7 doigts», участвовала в создании цирковых спектаклей на театральных сценах. Алиса понимает, в каком направлении нужно двигаться, развивая Центр циркового искусства.

— ЦЦИ должен быть местом, где работают специалисты разного профиля: тренеры, конструкторы, технологи, хореографы-репетиторы, репетиторы по актёрскому мастерству, которые будут помогать режиссерам и артистам воплощать в жизнь творческие идеи. Здесь должны идти активные поиски новых методов и направлений работы в цирковом искусстве, — уверена Алиса.

Технопарк идей 

Основная задача Центра циркового искусства — создать среду, в которой артисты и режиссеры смогут генерировать идеи и формировать уникальный цирковой контент. Не только возрождать легендарные номера и аппараты из советского прошлого, но и создавать нечто новое.

— Это неправильно думать, что в Советском Союзе уже все придумали, надо всего лишь повторить. Реконструкция не может быть самоцелью. Даже если концепт взять из советских успешных опытов, то все равно нужно развивать, перепридумывать, с учетом сегодняшних реалий», — считает Юрий Квятковский.

В Центре должна работать система мастер-классов, тренингов, практикумов. Общение с действующими постановщиками, в экспресс-режиме, по 2-3 дня поможет раскрыть творческий потенциал артистов. Это мировая практика.

— Помимо тренировочной базы, там будет лаборатория по поиску и воплощению новых жанров, коллаборации. Это теплица, где мы выращиваем уникальные аппараты, уникальные номера, трюки, - рассказал руководитель производственно-творческого департамента Росгосцирка Тимур Кайбжанов.

Обращаясь к опыту Союзгосцирка, стоит сказать, что все режиссеры-постановщики и художники работали непосредственно при Дирекции по подготовке новых программ (нынешний ЦЦИ). Здесь велась вся работа по подготовке новых номеров и аттракционов, переоформление действующих номеров, а также создавались постановки по заявкам цирков. ЦЦИ был сердцем всего творческого процесса.

— Сегодня тут отсутствует возможность сочинять что-то мультимедийное, со светом, видео. Эта составляющая, она как будто бы не требует сейчас работы, эксперимента, — рассказывает Юрий Квятковский. — Если мы придем в агентство по созданию видеоконтента, то у них будет целая комната для создания мультимедиа-контента. У них свои КБ, где они экспериментируют с видеомэппингом. Мы же в Росгосцирке в плане внедрения в свои программы мультимедиа отстаем от остального мира лет на 30.

Поддержка стартапов и не только 

По мнению заместителя генерального директора Росгосцирка Елизаветы Гамбург, обновленный ЦЦИ должен стать центром притяжения для творческих людей.

— Замкнутость на собственные стандарты и ценности, закрытость, фактически отгороженность от внешнего мира бетонным забором и привела, на мой взгляд, цирковую индустрию в нашей стране в критическую точку. Мы с Юрой (Квятковским — ред.) пришли, не для того, чтобы эти заборы сломать, нет, мы просто отпираем засовы, открываем двери. Все свои безумные идеи мы сверяем и с Тимуром Кайбжановым — цирковым артистом и режиссером, и со специалистами в конкретном жанре. А теперь в нашей команде появился такой сильный игрок — Алиса Алещенко — настоящий профессиональный продюсер, так ещё и цирковая. Теперь мы точно обречены на успех, - поделилась Елизавета Гамбург.

В активной разработке Росгосцирка сейчас находятся 12 проектов. Над двумя работают цирковые режиссеры, остальные отданы в руки самых успешных театральных режиссеров, постановщиков лучших спектаклей в стране. Например, постановка одной из программ в конвейере готовится совместно с режиссерами Марией Литвиновой и Вячеславом Игнатовым – создателями театра «Трикстер», лауреатами премии «Золотая маска», авторами 26 спектаклей в России, Германии и Великобритании.

На полноценный перезапуск Центра циркового искусства понадобится порядка двух лет, потребуются значительные финансовые вливания. Однако уже к концу лета будет готов проект развития ЦЦИ, способный изменить творческую атмосферу Центра.

— ЦЦИ, если какой-то аналог найти, то это действительно кремниевая долина, где должен быть постоянный приток стартапов. Каждый номер — это стартап. Сейчас мы далеки от Кремниевой долины, безусловно. Но это то направление, куда мы идем. И из аналогии с кремниевой долиной мы должны понимать, что процентов 40, а то и 60 может ни к чему не привести. Это путь проб и ошибок. Где-то результат, может, и не будет достигнут. Зато те идеи, которые удастся реализовать, будут гораздо более оригинальны, чем реконструкция некогда созданных элементов, — рассказал главный режиссер Юрий Квятковский.

Для того чтобы Кремниевая долина сумела привлечь крупнейших в мире инвесторов, самых амбициозных бизнесменов и предпринимателей, на ее территории создали гораздо больше, чем технопарк. Сам воздух напитали прорывными идеями. Вот, что должно происходить в Центре циркового искусства, считает зам. генерального директора по творчеству ФКП «Росгосцирк» Елизавета Гамбург.

— Человеческий ресурс для нас критически важен. Многие контакты утрачены, мы их восстанавливаем, и ищем новых специалистов. Поэтому приглашаем на нашу площадку в ЦЦИ тех, у кого есть идеи – идеи номеров, идеи уникальных аппаратов и реквизита. Присылайте нам их на почту cci@circus.ru и давайте вместе работать, — рассказала Елизавета Гамбург.

И если Кремниевая долина — первая в мире научно-технологическая зона, крупнейший технополис на планете и место, где мечтает работать почти каждый программист, то пусть ЦЦИ станет центром развития цирковой мысли, местом внедрения инноваций и технологий, пространством для постоянного развития циркового творчества.

Фото предоставлены ФКП «Росгосцирк»