Скандал в деле «Седьмой студии»: эксперта уличили в необъективности

Она занизила стоимость проектов «Платформы», так как учла не все мероприятия

Методику эксперта Елены Баженовой, которая проводила третью экспертизу по делу «Седьмой студии», раскритиковали в суде специалисты, которых пригласила защита подсудимых. Они заявили, что Баженова применила не те нормативы для подсчета затрат на мероприятия проекта «Платформа». Поэтому, у нее и вышла сумма в 87 млн рублей. А по подсчетам экспертов защиты, было потрачено 264 миллиона рублей. То, как отбивалась от своих критиков и адвокатов подсудимых эксперт Баженова, наводит на мысли, что суду и трех экспертиз по делу может оказаться недостаточно.

Она занизила стоимость проектов «Платформы», так как учла не все мероприятия
Кирилл Серебренников

Ксения Никитина, оценщик некоммерческого партнерства судебных оценщиков «Союз», сообщила суду, что закончила Финансовую академию при правительстве РФ и проходила переподготовку как судебный эксперт-экономист. Ее стаж в экспертной деятельности — три года, в оценочной - семь лет. Всего она провела около 50 судебных экспертиз.

За оценку экспертного заключения Баженовой Никитина взялась по просьбе Ксении Карпинской - адвоката экс-гендиректора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского. И пришла к мнению, что «для судебной экспертизы был привлечен эксперт ненадлежащей квалификации».

По ее словам, в экспертизе - два существенных нарушения. Первое: Баженова учла не все мероприятия, проведенные «Платформой». В результате, «сумма оценки «Платформы» была занижена».

Второе: эксперт не правильно выбрала нормативы оценки мероприятий.

По словам Никитиной, в 2011 году Баженова совсем не учитывала выставки, хотя, одна выставка в тот год была. Дальше: для спектаклей и лекций эксперт использовала один и тот же коэффициент, что неверно. А перформансы Баженова и вовсе посчитала по нормативу, которого нет в приказе Минкульта.

Также Никитина пояснила, что Баженова один и тот же коэффициент применила к постановкам, которые только что были созданы и тем, что уже находились в прокате, а создавать новый спектакль дороже, чем показывать уже готовый. А еще - затраты на гастроли выше, чем на местные показы.

Кроме того, Баженова не разделила спектакли по жанрам, а, например, для детской постановки и балета должны использоваться разные коэффициенты. Иногда разница доходит до двукратной величины.

И еще - Баженова брала нормативы Минкульта, которые вступили в силу в апреле 2016 года и в феврале 2017 года. А мероприятия «Платформы» проводились в 2011-2014 годах. Почему - эксперт не обосновала.

«Таким образом, ее результат объективным быть не может»,— резюмировала Никитина вывод, сделанный Баженовой.

Прокурор уточнил у Никитиной, имеет ли она культурологическое образование? «Нет», - ответила специалист. По ее словам, ей нужно было проверить, правильно ли был применен оценочный метод, а знания в области культуры здесь не нужны.

Следующий специалист, допрошенный судом — гендиректор НП «Союз» Наталья Строкова - также, оценивала исследование Баженовой «в связи с заказом адвоката Карпинской».

Строкова пришла к выводу, что совокупные затраты на реализацию проекта «Платформа» составили 264 миллиона рублей (а выделено Минкультом было 133 млн рублей, - «МК»). Самыми затратными стали направления «театр» и «музыка».

Прокурор уточнил, правильно ли он понял, что Строкова исходила из среднего значения затрат на каждую постановку спектакля в размере 3 млн рублей? Строкова подтвердила и пояснила, что изучила материалы в открытых источниках, из чего сделала вывод, что  «средняя стоимость создания спектакля в московском театре в соответствующий период — три миллиона». В итоге и вышла сумма 264 миллиона рублей.

Следом суд допросил саму Елену Баженову - заместителя исполнительного директора департамента по юридической и финансовой работе МХАТ имени Горького, где она работает с 1 октября 2019 года.

У нее два высших образования: инженер-электрик и экономист. Но «в культуре», по ее словам, она с 1996 года — работает бухгалтером. Начинала в Екатеринбурге.

Слово взял Дмитрий Харитонов - адвокат Кирилла Серебренникова, который с первого дня, как была оглашена в суде третья экспертиза, возмущался, что у Баженовой нет образования в области культуры.

В суде он задал, наконец, ей вопросы о ее квалификации.

— Вы сказали, что проверяли учреждения в Екатеринбурге. В рамках какого закона? — спросил Харитонов.

Баженова назвала ряд нормативных актов и, видимо, оговорилась, поскольку Харитонов тут же едко уточнил по поводу одного из названных: «Закона или приказа?»

- Вы пользовались законом об экспертной деятельности? - спросил Харитонов.

— Нет, как бухгалтер я этот закон не применяла, - ответила Баженова.

- Есть у вас образование в области культуры или искусствоведения? - сел на любимый конек адвокат.

Но судья сняла вопрос.

Харитонов возмутился: прокурору-то такой вопрос задать позволили.

Требовалось ли вам образование в области культуры? — спросила сама судья у Баженовой.

Нет, не требовалось, — ответила эксперт. Я оценивала только финансовую составляющую.

По словам Баженовой, чтобы оценить объем затрат, ей хватает квалификации. Для определения методики подсчета она посмотрела видеозаписи спектаклей, перформансов и лекций.

Я не понимаю, как можно сделать «Смерть и девушку» за три миллиона. Шесть девушек в рубашках и юбках... Я не знаю, как это может стоить три миллиона, - заявила Баженова.

Правда, по ее словам, ей не удалось ознакомиться со всеми сметами, переписками между продюсерами, а также финотчетами, которые были сданы в Минкульт.

Я физически не могла за два месяца, - заявила Баженова.

А еще она заявила, что документов в деле было недостаточно, чтобы оценить объем затрат. Также, эксперт призналась, что «брала максимальный норматив», но «могла выбросить норматив по оплате актеров и на коммунальные услуги».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру