Устройство частных тюрем в США: куда хотят перевести летчика Ярошенко

Почему в США призывают закрыть коммерческие исправительные учреждения

Осужденного в Соединенных Штатах российского летчика Константина Ярошенко собираются перевести в частную тюрьму. Его защита против. Пока в связи с предстоящим переводом наш соотечественник, приговоренный американским судом к 20-летнему заключению, помещен на жесткий карантин. Мы выясняли, что представляют из себя частные тюрьмы в современной Америке.

Почему в США призывают закрыть коммерческие исправительные учреждения

«Константин находится на карантине в связи с переводом в частную тюрьму», - рассказал РИА Новости адвокат россиянина Алексей Тарасов. – У него очень ограничен доступ к телефону. Он позвонил мне вчера только на пару минут». 

Адвокат отметил, что до сих пор не располагает информацией о том, куда конкретно и когда переведут его подзащитного. По словам Тарасова, Ярошенко находится на карантине с прошлой недели: «В карантине очень жесткие условия – камера одиночная, маленькая. В душ дают ходить не каждый день».

Тарасов направил письмо в региональное отделение Бюро тюрем Соединенных Штатов, расположенное в Филадельфии, с просьбой не переводить россиянина в частное исправительное учреждение. Сам Ярошенко уверен, что условия его содержания там будут значительно хуже.

«Мы считаем, что в нынешней тюрьме «Денбери» он будет получать более качественные медицинские услуги», — добавил защитник.

В конце апреля россиянин начал жаловаться на симптомы COVID-19. Между тем ранее от этого заболевания скончался его сокамерник. Константин утверждал, что опасный недуг подхватили все без исключения заключенные.

В связи с распространением коронавируса адвокат летчика добивался его досрочного освобождения, обосновывая это также тем, что россиянин отбыл уже больше половины срока. Однако ему было в этом отказано. Вместе с тем в середине мая поступила информация, что коронавирус у Ярошенко не подтвердился.

Позже стало известно, что в августе в пенитенциарное заведение произошла повторная вспышка COVID-19. Вирус диагностировали одного заключенного и двоих сотрудников. Тем не менее администрация тюрьмы не стала проверять всех заключённых на коронавирус.  

Напомним, в мае 2010 году Константин Ярошенко был задержан сотрудниками правоохранительных органов США в Либерии. Позже его депортировали в Соединенные Штаты, где в сентябре 2011 года приговорили к 20 годам лишения свободы по обвинению в сговоре с целью транспортировки крупной партии наркотиков. Сейчас он отбывает срок в федеральной тюрьме «Данбери» (штат Коннектикут).

Что же представляют собой частные тюрьмы, в одну из которых предполагается перевести осужденного в Америке россиянина?

Это не такой уже редкий в современном мире феномен в мире пенитенциарных заведений. Коммерческие организации, ориентированные, само собой, на получение прибыли, заключают договоры с государством на управление тюремными учреждениями. Но, конечно, не стоит думать, что в коммерческих тюрьмах создаются люкс-условия. Ключевое слово при разговоре об этих заведениях – «экономия».

Считается, что передача тюрем частным компаниям позволяет государству экономить средства, так как коммерческие организации управляют тюрьмами более эффективно, чем государственные службы. Сторонники частных тюрем утверждают, что экономия затрат и эффективность работы дают таким заведениям преимущество перед государственными.

Впрочем, звучит и немало обоснованной критики в отношении практики «тюремного аутсорсинга». В Соединенных Штатах немало организаций – от правозащитных до церковных – выступают с требованием ввести мораторий на появление новых частных тюрем, а то и вовсе закрыть уже существующие.

Многие ставят под сомнение рентабельность такой практики для властей штатов – например, практика показала, что в частных тюрьмах, как правило, содержится больше "дешевых" в плане расходов на них заключенных, а дорогостоящие зеки отправляются обратно в государственные тюрьмы, что контрпродуктивно и противоречит идее снижения затрат на содержание тюрем.

Исследование Бюро судебной статистики США показало, что обещанная частными тюрьмами экономия средств «просто не материализовалась». Часто коммерческие тюрьмы стоят больше, чем государственные.

Изначально идея аутсорсинга исправительных услуг строилась на предположении, что наличие нескольких компаний будет способствовать больше эффективности, так сказать, услуг - за счет каких-то инновационных решений. Но в реальности не так много компаний задействованы в этом бизнесе – что сводит почти на нет конкурентное начало. 

Управляющие тюрьмами компании в тех же США подозреваются в том, что они лоббируют вынесение приговоров на более длительные сроки – чем больше заключенных сидит в частных тюрьмах, тем выше прибыль компании.  А в Израиле, где тоже шла дискуссия о создании частных тюрем, Верховный суд признал создание таких учреждений неконституционным, поскольку передача права держать людей в заключении в руки частной, имеющей целью извлечение прибыли, компании лишает само заключение значительной доли легитимности. 

Первые частные тюрьмы в США начинают появляться с 1980-х годов. К тому времени и федеральное правительство, и правительства штатов имели богатый опыт по заключению контрактов с частными фирмами на определенные услуги, включая медицинские услуги, приготовление тюремной пищи, профобучение и транспортировку заключенных.

Вдобавок криминальная ситуация складывалась таким образом, что росло количество заключенных, тюрьмы переполнялись, а рост расходов становился все более неподъемным для властей. Частный бизнес увидел в этих условиях возможность заработать. Таким образом участие частного сектора в тюремной системе перешло от простого заключения договоров на оказание услуг к заключению договоров на полное управление и эксплуатацию целых тюрем. О степени коммерческого интереса неплохо говорит то, что несколько лет назад доход тюремной индустрии в США в целом оценивался в сумму более 5 миллиардов долларов. В тюремный бизнес активно инвестируют банки с Уолл-стрит.

Фото: geogroup.com

В Соединенных Штатах первая коммерческая фирма Corrections Corporation of America, решившая управлять пенитенциарными учреждениями, появилась в 1983 году – начала она с того, что взяла под свое крыло центр для содержания нелегальных иммигрантов в Хьюстоне. В 1986 году эта компания сама построила тюрьму для малолетних преступников, а в 1992 году стала первой из частных компаний, получивших в управление тюрьму строгого режима.

Большинство частных тюрем расположены в южной и западной частях США. Самая большая в мире частная тюрьма находится в Пекосе (штат Техас) – управляемый GEO Group комплекс содержания под стражей округа Ривз вмещает более 3,7 тысяч заключенных.

По данным на 2018 год 8,41% заключенных в США содержались в частных пенитенциарных заведениях, при том, что за последние годы количество сидельцев в «приватных» тюрьмах несколько снизилась после резкого роста.

Возвращаясь к критике в адрес частных тюрем, стоит упомянуть, что в 2016 году в отчете Министерства юстиции США утверждалось, что подобные федеральные учреждения менее безопасны, менее надежны и более связаны с карательными мерами, чем другие федеральные тюрьмы.

В частных учреждениях процент нападений со стороны персонала на заключеных оказался выше. Там в расчете на одного зека конфисковано в два раза больше оружия и в восемь раз больше контрабандно пронесенных телефонов по сравнению с государственными учреждениями. Низкие зарплаты сотрудников частных тюрем способствуют тому, что некоторые пытаются подзаработать нелегальным образом – поставляя заключенным наркотики, мобильники и оружие.

Критики указывали на то, что частные тюрьмы по сравнению с государственными более опасны как для сотрудников исправительных учреждений, так и для зеков – в результате мер по сокращению затрат на обучение охранников, оказания только самой базовой медицинской помощи заключенным.

При Обаме была сделана попытка положить конец феномену негосударственных пенитенциарных заведений, но с приходом Трампа Минюст США отменил запрет на использование частных тюрем.

Соединенные Штаты – не единственная страна, практикующая передачу пенитенциарных учреждений в руки частников.

В Европе «пионером» современной эпохи по созданию «коммерческих тюрем» стала Великобритания. В 1992 году открылась первая британская частная тюрьма Уолдс. Это стало возможным благодаря принятию годом ранее закона об уголовном правосудии, который уполномочил министра внутренних дел передавать тюремные услуги частному сектору. В частной собственности находятся и несколько британских центров содержания иммигрантов.

В 2007 году правительство Шотландской национальной партии объявило, что оно выступает против частных тюрем в Шотландии – с тех пор новые тюрьмы в этой части Соединенного Королевства строятся и управляются государственным сектором. 

Тем не менее в Великобритании по состоянию на 2019 год в Систему обслуживания тюремных операторов были приняты 6 компаний. Британские власти поддерживают идею смешанного рынка тюремных услуг.

Всего по данным на 2018 г., более 18 процентов заключенных в Англии и Уэльсе и около 15 процентов в Шотландии отбывали наказание в частных пенитенциарных заведениях.

В Великобритании частная компания может взять на себя управление тюрьмой различными способами. Например, компании могут взять на себя финансирование, проектирование, строительство и содержание новой тюрьмы. Или тюрьма строится правительством, а затем компания заключает контракт на ее эксплуатацию. Возможен вариант, что ранее находившаяся в ведении государственной пенитенциарной службы тюрьма передается в аренду на конкурсной основе.

Частные тюрьмы управляются по контрактам, которые устанавливают стандарты, за соблюдением которых следят постоянно работающие в этих заведениях правительственные контролеры.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру