Немец-радиолюбитель вклинивался в каналы авиасвязи и давал ложные указания самолетам и полицейским вертолетам. Хулигану подыграл экипаж полицейского вертолета, после чего радары засекли радиопередатчик пранкера, к нему домой пришла полиция и арестовала.
Заслуженный пилот, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета при Ространснадзоре Олег Смирнов так прокомментировал ЧП в Берлине:
-Правительство и спецслужбы Германии можно только похвалить. Случаи, когда злоумышленники и даже шпионы «садились» на линии связи, к сожалению, были и раньше. Но в данном случае человек полез туда, где это может кончиться очень большой трагедией. Потому что постороннее вмешательство в управление самолетами, вертолетами грозит авиакатастрофой, многочисленными человеческими жертвами.
-Эти действия могут быть квалифицированы как попытка теракта?
-Определит, конечно, немецкий суд. Но я бы именно так и определил его действия. Это вид теракта. Зачем бомбу проносить на борт? Не надо. Влез в линию связи, ввел в заблуждение экипаж и самолет ночью врежется гору.
-Есть защита от подобных действий?
-Да, многое зависит от того, как работает система авиасвязи и насколько она защищена от вмешательства. У нас тоже надо из ЧП в Германии сделать вывод.
Правда, наши системы имеют защиту. То есть очень непросто внедриться какому-то постороннему человеку, представиться диспетчером и от его имени начать передавать команды командирам воздушных судов, или сообщать курс, высоту, давление, метеоусловия на аэродроме. Это практически сделать невозможно.
Потому что используются особые кодированные линии связи. Авиадиспетчеры и связисты проходят специальную подготовку. Они сразу же заметят что-то неладное, если кто-то вмешивается в их эфир, и проинформируют об этом экипаж.
Но теоретически это возможно. Особенно с развитием электроники это будет, думаю, довольно частым явлением. Развитие электроники дошло до того, что производители «боингов» и «эйрбасов» уже отдают приоритет в управлении самолетом не летчику, а автоматике. Это уже не раз приводило к катастрофам. И так быть не должно. Главным должен быть пилот, командир воздушного судна. На нем вся ответственность.
Читайте также: Пранкер полгода по радио отдавал команды пилотам гражданских самолетов