Арестованному японцами помощнику капитана «Амура» предсказали суровое наказание

Павла Добрянского подозревают в ненадлежащем управлении траулером

В деле о столкновении 26 мая в Охотском море российского траулера «Амур» с японской рыболовецкой шхуной «Хокко-мару-8», в результате которого погибли трое японских моряков, случился неожиданный поворот. Береговая охрана японского города Момбэцу арестовала третьего помощника капитана «Амура», 38-летнего Павла Добрянского.  

Павла Добрянского подозревают в ненадлежащем управлении траулером

Береговая охрана города Момбэцу явилась на российское судно «Амур» в 9.46 утра и арестовала третьего помощника капитана. Выяснилось, что именно Павел Добрянский стоял в момент столкновения на вахте. Его подозревают в ненадлежащем управлении судном и непредумышленном убийстве. Его препроводили в следственный изолятор. 

— В Международных правилах предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72) есть правило №5. В нем говорится, что каждое судно, чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения, должно постоянно вести визуальное и слуховое наблюдение, а также наблюдение с помощью всех имеющихся средств, — говорит завкафедрой морского права Российского университета транспорта Василий Гуцуляк. — Теперь что касается ответственности.

Согласно правилу №2, ничто не может освободить ни судно, ни его владельца, ни капитана, ни экипаж от ответственности за последствия, которые могут произойти от невыполнения этих правил. Ответственность несет и капитан, и члены экипажа, которые непосредственно виновны в столкновении.

В данном случае — третий помощник капитана. Он несет вахту 4 часа через восемь часов, с 8 утра до 12 и с 20.00 до 24.00. Так распределяются вахты на судне. Поскольку он должным образом не осуществлял наблюдение, он подлежит ответственности. Он, как говорится, был непосредственным исполнителем.

Я не знаю, как японский суд будет трактовать это положение, но я не исключаю, что к ответственности могут привлечь и капитана судна. Предполагаю, что материала собрано более чем достаточно. У японской стороны есть доказательная база, иначе зачем третьего помощника капитана нужно было помещать в СИЗО, он мог бы до окончания разбирательства находиться на борту судна. Видимо, в ближайшее время ему будет предъявлено обвинение.

— По сообщениям официального представителя Дальневосточного следственного управления на транспорте СК России, японское маломерное судно шло в тумане без сигналов.

— Я не исключаю этого. Но на нашем судне должны были вести визуальное наблюдение, а также наблюдение с помощью всех имеющихся технических средств. Радиолокатор должен работать даже в условиях хорошей видимости. Они должны были видеть японскую шхуну. Поэтому ссылаться на то, что она шла без сигналов, не очень корректно.

На сегодняшний день я не встречался с тем, чтобы ответственность за столкновение, вина за случившееся, была бы полностью возложена на одно судно. Как правило, идет такое перераспределение: 80 на 20, 70 на 30, 50 на 50.

В какой пропорции сейчас все будет определено, сказать трудно. Если бы не было человеческих жертв, то речь шла бы о материальном возмещении ущерба, но тут в результате столкновения погибли главный инженер и два палубных матроса. А уголовное законодательство — это уже иная епархия. Сейчас будут разбираться, может быть, будут приняты какие-то смягчающие обстоятельства. 

Президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский, в свою очередь, напоминает, что в условиях сильного тумана надо соблюдать очень много разных правил.

- Необходимо всеми средствами вести наблюдение, выставлять впередсмотрящего на баке судна (надстройке в носовой части палубы. – Авт.) Обязательно вести на карте радиолокационную прокладку.

— Столкновение произошло в 23 километрах от берега. Такое суденышко, как шхуна «Хокко-мару-8», может настолько удаляться от береговой линии?

— 23 километра — это 12-15 миль, это не много для таких рыбаков. Шхуну могло отнести течением, они могли увлечься ловом, если краб пошел.  

— У японской шхуны водоизмещение всего 9,7 тонны. Наши моряки могли ее не заметить на экране локатора?

— «Амур» тоже не такое уж большое судно. Я думаю, если не было штормовой погоды, была тишь да благодать, локатор захватил бы любое судно, даже если бы это была шлюпка.

На локаторе можно определить параметры движения судна, куда оно шло, с какой скоростью, или оно вообще стояло. Но для этого надо проводить специальное наблюдение. Надо уметь грамотно пользоваться радиолокатором и делать это постоянно во время тумана. В данном случае нужно будет смотреть, рассчитывали ли на «Амуре» элементы движения, чтобы определить опасность столкновения. Если ошибка экипажа подтвердится, будет доказано, что они проявили халатность, небрежность, то я не завидую ни тому, кто стоял на вахте, ни капитану «Амура». Погибли три человека, здесь возможны всякие последствия.

Сообщается, что судовладелец, сахалинская рыбопромышленная компания «Амурское» наняла арестованному помощнику капитана адвоката. Во вторник он должен прибыть из Саппоро в Момбэцу.

Петр Осичанский напоминает, что японское законодательство достаточно суровое.

— Был случай, когда японский автомобилист сбил насмерть российского моряка, который ехал на велосипеде. Наши моряки нередко брали напрокат велосипеды, чтобы не ходить по городу пешком. Японцы сами осудили своего водителя за это столкновение. Была присуждена очень приличная сумма возмещения семье погибшего, по-моему, около 500 миллионов иен.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28554 от 8 июня 2021

Заголовок в газете: Смертельная вахта «Амура»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру