- Роман Викторович, как так получилось, что на восьмом году работы кооператива к нему возникли претензии со стороны Центрального банка РФ?
- У нас у самих нет ответа на этот вопрос – это загадка. Что такого случилось в конце 2021 года, что деятельность кооператива вызвала нарекания? Мы работали в 2021 году ровно также, как работали в предыдущие семь лет. В 2019 году Банк России в ответ на запрос одной из экспертных организаций прислал письмо о том, что «Бест Вей» не входит в поднадзорную ему сферу и у него к кооперативу нет вопросов.
А 17 ноября 2021 года ЦБ вдруг внес кооператив в Список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке. Этому не предшествовали ни проверка кооператива, ни затребование документов – ничего. Не обнародовано какого-то свода правил ЦБ для невключения в этот список – мол, если вы не будете эти правила соблюдать, мы вас включим в список.
- Но на сайте ЦБ опубликован перечень признаков так называемой финансовой пирамиды.
- Да, и ни один из пунктов этого перечня не соответствует нашей деятельности: мы не предлагаем пайщикам сверхдоходность, наши вновь пришедшие пайщики не обеспечивают доходность тех пайщиков, кто пришел до них и т.д.
- ЦБ, наверное, хотел подчеркнуть, что кооператив аффилирован с вашим холдингом «Лайф-из-Гуд»?
- Возможно, но кооператив с холдингом не аффилирован. «Лайф-из-Гуд» -- многопрофильный холдинг, занимающийся прежде всего бизнес-образованием, ивентами, книгами, учебными фильмами и т.д. Это совсем другое направление. Кооператив не является частью каких-либо холдингов или групп компаний. Он абсолютно самостоятелен.
Как таковой деятельностью кооператива руководит правление, в которое я не вхожу. Я председатель Совета кооператива – коллективного органа, занимающегося защитой прав и интересов пайщиков, подотчетному общему собранию пайщиков.
Совет определяет идеологию развития кооператива, правление – руководит текущей деятельностью. Ревизионная комиссия из числа самих пайщиков контролирует соблюдение устава, финансовую и хозяйственную деятельность. Кроме того, периодически правление привлекает крупные аудиторские компании для проверки его деятельности внешними профессиональными финансистами.
Кооператив – некоммерческая организация: добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданная для удовлетворения коллективным способом потребностей каждого её участника, по сути, это касса взаимопомощи, где люди объединившись помогают друг другу. Это хорошо видно, например, в сложившейся ситуации, когда десятки пайщиков защищают кооператив по своей собственной инициативе.
Более 30 тыс. пайщиков, членов их семей, сочувствующих подписали две путиции в защиту кооператива, размещенные на change.org.
Я задумывал «Бест Вей» в 2014 году как классический кооператив, добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданное на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов в целях удовлетворения потребностей его членов в покупке желаемых объектов -- будь то недвижимость или автомобиль, и предоставляющее средства в рассрочку, а не в кредит. Ведь суть кооператива – взаимопомощь между пайщиками, последовательная помощь каждому пайщику со стороны всех остальных пайщиков.
В нашем кооперативе пайщик вносит часть суммы за заявленный самим пайщиком объект, остальную часть предоставляет в рассрочку паевой фонд кооператива, который пополняется всеми пайщиками. Такая схема работы основана и на российском дореволюционном, и на советском, и на международном опыте.
Разумеется, некоммерческий подход обусловливает сравнительно мягкие финансовые условия. Хотя у кооперативов есть свои особенности – например, для приобретения желаемого объекта нужно отстоять в очереди.
У кооператива сейчас более 19 тыс. пайщиков, он приобрел для пайщиков более 2500 объектов. в 2021 году мы приобретали для пайщиков в среднем по две-три квартиры в день включая выходные и праздничные дни. Почти 250 объектов уже перешли в собственность пайщиков.
- И тут происходит включение в список ЦБ…
- Центробанк кратко называет его предупредительный список: само по себе включение в этот список носит информационный характер.
Но последствия не заставили себя ждать: вдруг в середине декабря происходит блокировка Роскомнадзором нескольких страниц официального сайта и сайта целиком. Центральный банк сам сообщил в СМИ, что обратился в Генеральную прокуратуру с предложением заблокировать наш официальный сайт как инструмент привлечения новых пайщиков, а Генпрокуратура дала соответствующее предписание Роскомнадзору.
Причем, как я сказал, был заблокирован весь сайт целиком, а не отдельные страницы, на которых рассказывалось об условиях вступления в кооператив – заблокированы были, например, личные кабинеты пайщиков, в которых фиксируется движение очереди и происходят расчеты с кооперативом, что не может не сказаться на интересах как кооператива, так и отдельных его пайщиков.
В кооперативе, как я сказал, более 19 тыс. пайщиков со всей России, если считать с членами семей, «санкции» коснулись более 75 тыс. граждан России. В интересах ли граждан России «санкции» – вопрос, по-моему, риторический.
Мы обратились в суд: в начале февраля состоятся сразу два инициированных нами разбирательства в Арбитражном суде города Москвы – по месту нахождения ЦБ.
Отдельно подчеркну: у нас нет никакого самомнения, что мы знаем законы лучше государственных органов. Если есть нормативные акты, методики официально изданные – мы их неукоснительно соблюдаем: наш кооператив уделяет огромное внимание юридическим аспектам деятельности.
Но в данном случае речь идет о том, что нас обвиняют в нарушении неких правил – причем эти обвинения приводят к явным негативным последствиям.
И никаких объяснений своих действий ЦБ не предоставляет. Я видел в СМИ комментарии некоторых чиновников: описание ими нашей деятельности даже отдаленно не напоминает ни положения устава кооператива, ни практику нашей работы.
- А что за история с уголовным делом по признакам «финансовой пирамиды»?
- Знаю не больше вашего. Есть только пресс-релиз о том, что дело расследуется по настоянию Генеральной прокуратуры. Мы не знаем ни кем оно возбуждено, ни по каким обстоятельствам: что инкриминируется, что изучается следствием?
То есть не знаем ничего вообще – при этом объявлено, что дело существует и оно расследуется.
За вторую половину ноября и декабрь 2021 года у нас сократился приток новых пайщиков. Но при этом увеличилось число пайщиков, полностью погасивших свой пай и переоформивших недвижимость из собственности кооператива в свою собственность – это происходит на основании выдаваемой правлением справки о полной выплате пая.
- Если пайщики начнут отказываться от участия в кооперативе, чем это чревато?
- Ничем. Мы готовы вернуть каждому пайщику паевые средства в любой момент – это закреплено в уставе кооператива.
Гарантией для возврата пайщику, которому уже приобретена недвижимость, служит ликвидный объект недвижимости. В случае выхода данного пайщика он может быть либо предложен другому пайщику, либо реализован на открытом рынке, а средства от его продажи пополнят паевой фонд кооператива. Именно поэтому кооператив приобретает объекты недвижимости для пайщиков на вторичном рынке и в обязательном порядке проводит юридическую проверку и независимую оценку.
Таким образом, финансовая модель кооператива чрезвычайно надежна, безопасна как для пайщика, так и для кооператива.
- С чем, на ваш взгляд, связаны действия ЦБ против кооператива?
- Моя гипотеза состоит в том, что профильный департамент ЦБ блокирует деятельность крупных организаций, не подлежащих лицензированию Банка России – чтобы стимулировать другие организации выбирать формы работы, подлежащие лицензированию, чтобы другие потребительские кооперативы пересмотрели организационно-правовую форму своей работы.
Но проблема в том, что действиями ЦБ поставлена под сомнение достаточность Закона о потребительской кооперации для функционирования потребительских кооперативов в правовом поле, поставлены под сомнение сотни зарегистрированных в установленном порядке уставов потребительских кооперативов. И право граждан самим выбирать, каким способом приобретать недвижимость. С этими действиями мы намерены бороться.