Объяснилось изображение советского танка на российской медали "За отвагу"

Т-35 называли "сухопутным крейсером"

В ходе продолжающейся второй месяц специальной военной операции на Украине солдаты и офицеры участвующих в ней подразделений Российской армии уже неоднократно демонстрировали примеры мужества. Почти каждый день теперь можно увидеть репортажи о награждении героев. При этом одной из самых часто вручаемых является медаль «За отвагу». У этого знака отличия, перешедшего в наградную систему РФ из советских времен, есть свои интересные особенности.

Т-35 называли "сухопутным крейсером"
Тот самый танк Т-35. Фото: militaryarms.ru

Одним из последних по времени стало награждение заместителем министра обороны Юнус-Беком Евкуровым группы отличившихся в боях воинов, которые находятся на излечении в военном госпитале им. Вишневского. Генерал-полковник вручил там 18 медалей «За отвагу».

Эта награда появилась осенью 1938 года, когда вышел соответствующий указ Президиума Верховного Совета СССР. В нем был определен главный критерий при награждении таким знаком отличия: «За личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и исполнении воинского долга».

В итоге «Отвага» стала самой почетной из всех существовавших в Союзе медалей, ведь ее давали солдатам и сержантам (в очень редких случаях — младшим офицерам) только за личные подвиги, а не в связи с «подходящим случаем». Эта медаль, кроме того, — самая «народная». За весь советский период ею было награждено в общей сложности более 4,6 миллиона человек.

Именно такие заслуги и позволили данному знаку отличия перекочевать из эпохи СССР в эпоху независимой Российской Федерации. Причем внешний вид самой награды при этом почти не изменился.

О специфическом «портрете» прошлой и нынешней медали «За отвагу» мы поговорили со знатоком — фалеристом Николаем Солодцовым.

— Про медаль «За отвагу» многие у нас слышали, а в последние недели часто показывают в телерепортажах, как ею награждают российских солдат и сержантов. Однако при всем том далеко не каждый зритель и читатель представляет себе, что же изображено на самом знаке отличия.

— Описать внешний вид медали довольно просто, поскольку композиция весьма лаконичная. Для тиражирования в 1938 году был выбран эскиз художника С.Дмитриева. На лицевой стороне изображены: вверху барельеф с тремя летящими самолетами, под ними надпись «ЗА ОТВАГУ», еще ниже — барельефное изображение танка и, наконец, в самом низу еще одна надпись: «СССР».

Практически в таком же виде осталась эта медаль и при включении ее в наградную систему РФ. Единственное отличие: исчезла нижняя надпись «СССР».

В результате «За отвагу» оказалась чуть ли не единственной современной российской медалью, которая сохранила свое советское название и внешний вид. Другим подобным знаком отличия — правильнее сказать, знаком особого отличия, — перекочевавшим в наши дни из эпохи СССР, можно назвать медаль «Золотая Звезда» Героя России. Внешний вид этой звездочки тоже сохранился с советских времен, изменили лишь соответствующую надпись на обратной стороне.

— Сама медаль «За отвагу» маленькая — раньше 37 миллиметров в диаметре, теперь 34. Конечно, и барельефы на ней очень невелики по размерам. Но можно ли в них уловить портретное сходство с какими-то реально существующими самолетами и танками или это стилизованное изображение?

— Создавая эскиз медали, художник Дмитриев изобразил на ней вполне конкретные образцы вооружения. Самые новые, самые грозные на тот момент — около 85 лет назад — виды советской военной техники.

Самолеты — это истребители И-16. Новейшие по тем временам советские монопланы с убирающимися стойками передних шасси. Такая конструкция у нас в стране была применена в серийных боевых машинах впервые.

Модель танка также известна. Это Т-35 — самый большой, самый грозный с виду советский бронированный «монстр». В довоенное время в СССР эта модель была гордостью отечественного танкостроения. Подобными исполинами тогда могли похвастаться лишь несколько армий в мире. Т-35 стал первым в стране серийно выпускавшимся тяжелым танком. По сути своей это настоящий «сухопутный крейсер»: у «тридцать пятого» имеется аж пять башен — пушечных и пулеметных. В общей сложности Т-35 мог стрелять по врагу из трех орудий и шести пулеметов!

Замминистра обороны Юнус-Бек Евкуров вручил медали «За отвагу» раненым российским воинам.

За период с 1932 по 1939 гг. было собрано около 60 таких громадин. Их очень любили демонстрировать во время военных парадов на Красной площади в Москве. Вид у Т-35 был действительно впечатляющий: длина почти 10 метров, высота — около 3,5. Однако с точки зрения эффективности в боевых условиях танк оказался далек от совершенства. Из-за своего огромного веса — 58 тонн — он не мог преодолевать большинство мостов, вяз в рыхлом грунте. Скорость даже по шоссе не превышала 30 км/час. Вдобавок командиру во время движения, в бою оказывалось очень трудно командовать экипажем из 9 человек — до них попросту трудно было докричаться внутри этой огромной бронированной «коробки».

В итоге широкого распространения «тридцать пятые» в Красной Армии не получили. Несколько десятков таких боевых машин приняли участие в Великой Отечественной. Практически все они были потеряны в самом начале боев с гитлеровцами, причем большинство «тридцать пятых» пришлось взрывать их же экипажам из-за аварий и поломок механизмов. Можно сказать, что Т-35 так и не произвел фурор среди наступавших войск вермахта, в отличие от своего «наследника» — тяжелого танка КВ-1.

— Из вашего рассказа напрашивается вывод, что танк, изображенный на медали «За отвагу», не очень справедливо занимает это почетное место на одной из главных солдатских наград страны. Тем не менее барельеф с контурами Т-35 сохранился даже на современной российской медали. Может, стоило провести ее «модернизацию» и изобразить какую-то более совершенную, более современную боевую машину?

— Конечно, можно было бы попросить художника сделать подобный «апгрейд». Однако в данном случае важную роль играет, скажем так, историческая традиция. Возьмем, к примеру, другую советскую награду — орден Красного Знамени, появившийся еще на заре Советской власти. Одним из элементов в его композиции является плуг. В те годы, когда создавался рабочий эскиз, такая техника на конной тяге была весьма распространена, однако во второй половине ХХ века плуг выглядел уже полнейшим анахронизмом. Тем не менее менять внешний вид ордена, заменив в нем «дедовское» орудие труда на, скажем, пашущий трактор, не пришло в голову.

Есть и другие примеры архаизмов в советских наградах. Поэтому неудивительно, что в случае с медалью «За отвагу» не стали менять ее внешний вид, изобразив вместо тех же И-16 какой-нибудь из более современных МиГов, а довоенного «монстра» Т-35 — на тот же Т-72.

В этом есть важный идеологический, психологический смысл. Сейчас правнукам героев Великой Отечественной, которые очищают от националистов землю Украины, за подвиги вешают на грудь такие же медали, которыми были отмечены их прадеды, избавлявшие страну и мир от фашизма 8 десятилетий назад.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28759 от 7 апреля 2022

Заголовок в газете: Чудо-танк на груди

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру