Реформа российской семьи: будут ли отбирать по шаблону

Чем планируется «импортозаместить» скандальную ювеналку

В Совете Федераций прошёл круглый стол на тему «Актуальные проблемы семейного законодательства и практика его применения». Парламентарии пытаются доказать, что российская семья - лучшее место на земле. И вроде бы сейчас самое время «импортозаместить» скандальную ювеналку на что-то более человечное. Окончательно перейти с западных методик на отечественные скрепы. А что может быть более человечным и правильным, чем родные папа и мама?

Чем планируется «импортозаместить» скандальную ювеналку

Почти два года назад группа сенаторов Совета Федерации внесла в Госдуму пакет законопроектов для «укрепления института семьи в России». Проект получил название «Закон семи сенаторов».

Дело в том, что в последние годы предпринимались попытки «оценить» российские семьи по неким качественным характеристикам, построить всех по шаблону. Получается, только чиновники знали, как воспитывать детей, лечить их, давать им образование.

По словам спикеров, из-за этого давление на семью усиливалось, предпринимались попытки ее «оценить», дать ей какие-то дикие качественные характеристики: ответственная или безответственная, ресурсная или нет. Причём главным признаком успешности семьи являлся ее доход, что автоматически при нынешних экономических реалиях делало несостоятельными большинство семей России, в первую очередь многодетные. Таким образом, вставал вопрос о том, что дети становятся исключительно дорогим «удовольствием». И нужно ли вообще рожать в этом случае?

Разве это нормально, что детей из семей опека может отбирать, когда и как ей захочется: по любым основаниям? А ведь эту идею совсем недавно продвигали в так называемом законе «Об изъятии детей в 24 часа» (Закон 2 К).

Нужна ли нам система, которая способствует зарабатыванию на передаче детей в так называемые профессиональные семьи, где нередко собираются по десять - двадцать человек?

Попадание детей- не сирот в число «оставшихся без попечения» открывает серьезные денежные шлюзы. Наверняка, у чиновников имеется прямая выгода такие «фостерные» (временно замещающие) семьи рекламировать и пиарить.

«Подобные семьи принимают ребенка по договору как объект аренды, это путь к унижению родительской любви, к формированию корыстного отношения к детям как к источнику дохода. Такие условия, закрепленные нормативным актами, естественным образом порождают очередь на изъятие детей из кровных семей», - считает иерей Федор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

Есть немало примеров, когда родительских прав лишают любящих и работающих людей. Некоторые изъятия носят откровенной абсурдный и издевательский характер. Когда, например, сгорело единственное жилье, но, вместо того, чтобы помочь многодетным погорельцам, детей передают в приюты на неопределенное время, пока «родители не купят кровати». О такой истории в своё время писал «МК», шестерых малышей удалось вернуть домой только после вмешательства нашей газеты.

А у некоторых мам, кстати, самих недавних выпускниц детских домов, детей вообще отбирали на основании того, что сотрудники опеки якобы не нашли у молодых женщин «материнского инстинкта».

Понятие «нормальная семья» у каждого сотрудника опеки свое и разнится от региона к региону, от инструкции к инструкции. Часто ли мы встречаем случаи изъятия детей из семьи в республиках Кавказа: Дагестане, Чечне, Карачаево-Черкессии, много ли таких случаев в цыганских семьях? Отобрание детей стало нормой именно в Центральной России, где по сути своей семьи никак не защищены перед произволом чиновников - и таких кейсов бывает сотни в год.

Страх сопровождает семьи России в связи с появлением анкет, осмотров жилья, опросов детей на предмет «хорошие ли у них родители», созданием так называемых детских телефонов доверия. Стигматизация бедных семей, адресность социальной поддержки, «резиновые» нормы законодательства – все это несёт системную угрозу всем российским родителям.

Но вместо того, чтобы реформировать и урезать права опеки, в кулуарах ходят упорные слухи о том, чтобы, наоборот, создать в стране ещё один централизованный орган - Министерство по делам семьи - с широкими полномочиями регулирования, регламентации и администрирования жизни семей, управления самими органами опеки и попечительства, с привлечением профессиональных НКО, служб изучения, ротации…

В случае организации подобного органа, ему планируются предоставить самые широкие полномочия и беспрецедентный объём финансирования, так как по сути это ведомство заберёт под себя все те «семейные» вопросы, которыми раньше по отдельности занимались Министерство здравоохранения, Министерство просвещения и Минсоцразвития.

Создание подобного ведомства в РФ в итоге рано или поздно приведет к созданию настоящей «полицейской» системы в отношении семей, которая отнюдь не будет способствовать демографическому возрождению страны.

«Действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных единых правовых критериях. И никто не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка, и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения», - считает иерей Федор Лукьянов.

Кстати, на Западе подобные структуры существуют давно, вспомним тот же Jugendamt («Ведомство по делам молодёжи») в Германии или Barnevernet в Норвегии, там они приняли форму частно-государственных партнерств, и служат агрегаторами по оказанию социальных услуг населению посредством НКО и частных предпринимателей, а критерием эффективности их деятельности считается количество изъятых и перемещенных детей, а также объём выделенных средств на это.

Что-что, а осваивать бюджеты в России умеют не хуже, чем на Западе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру