Российские школьники отправились на штурм Северного полюса: «Папа был против»

Вместе с группой полетела и корреспондент «МК»

Ровно 280 лет назад великий русский мореплаватель Семен Челюскин открыл самую северную точку России и всей Евразии, названную позже в его честь. Сегодня, годы спустя, две группы московских школьников по семь человек под руководством известного полярника Матвея Шпаро отправились по следам Челюскина, чтобы совершить 100-километровый переход на лыжах вдоль северного побережья полуострова Таймыр. Вместе с Большой Арктической экспедицией на Таймыр полетела журналист «МК» Ольга Сапрыкина, которая передает с места событий.

Вместе с группой полетела и корреспондент «МК»
Фото: Даниил Овчинников, пресс-служба департамента образования и науки города Москвы.

Чтобы добраться до самой северной точки Евразии, мы потратили пару дней. Сначала самолетом из Москвы до Красноярска, на следующий день – небольшим бортом в Хатангу, оттуда – около четырех часов на вертолете до мыса Челюскин. И вот оно – побережье Северного Ледовитого океана, скрытое под двухметровым слоем льда.

До этого марш-броска 14 школьников, которые вошли в состав Большой Арктической экспедиции, прошли очень сложный отбор, занявший несколько месяцев. Первоначально заявки подали порядка 20 тысяч человек. Потом были образовательные мероприятия, диктанты и, наконец, проверка боем – лыжный поход в Карелию, который состоялся в марте этого года. После этих нескольких этапов осталось 14 школьников, которые разделились на два отряда. Первый – научный, второй – спортивно-туристический. Одни будут проводить исследования совместно с учеными-полярниками арктической гидрометеорологической станции имени Федорова. Вторые – пройдут 100 километров вдоль северного побережья полуострова Таймыр, чтобы присоединиться через восемь дней к научной группе на мысе Челюскин.

Фото: Даниил Овчинников, пресс-служба департамента образования и науки города Москвы.

Возглавляет экспедицию заслуженный полярник, директор ГБУ «Лаборатория путешествий» Матвей Шпаро. Сам Матвей начал ходить в походы еще в четырехлетнем возрасте. Его отец, известный полярник Дмитрий Шпаро, сначала носил сына в рюкзаке во время подготовки в подмосковных лесах к очередному покорению Северного полюса – использовал в качестве утяжелителя. Потом совершал в паре с ним серьезные путешествия, которые позже вошли во все учебники истории и даже в Книгу рекордов Гиннесса – например, легендарный переход через Берингов пролив. Ну, а дальше Матвей сам стал организовывать уникальные экспедиции.

«В 2008 году вместе с моим замечательным другом и товарищем Борисом Смолиным мы решили отправиться к Северному полюсу полярной ночью. Чтобы вы понимали: это очень холодно, а ты идешь при свете фонаря. Супер экстремальные условия. И так мы шли 86 дней, – вспоминает Матвей. – Самое важное, что поскольку мы с Борисом совершили множество путешествий, мы знали друг о друге многое. И нам надо было придумать новые истории для разговоров. В какой-то момент мы решили, что в этом же году мы отправимся к Северному полюсу с молодежной командой. Вот так мы шли, придумывали, какая это будет экспедиция, тут же давали по спутниковой связи указания в Москву, там все делали, выдавали нам результаты, а мы отправляли следующее задание».

Фото: Даниил Овчинников, пресс-служба департамента образования и науки города Москвы.

Короче, через две недели после возвращения с Северного полюса они снова летели туда же, но уже с юношеской командой в 7 человек. С тех пор такие молодежные экспедиции стабильно отправлялись в Арктику лет десять. Пока мир не накрыла пандемия коронавируса. «Эти два года мы не могли путешествовать. Сидели, связанные по рукам, – говорит Матвей. – Ведь чтобы добраться до Северного полюса, надо долететь до островов Шпицберген, потом уже – на дрейфующий лед. В Шпицбергене действуют очень строгие нормы, поэтому было понятно, что нужно искать другие пути». 

Таким путем и стал маршрут к мысу Челюскин. Особое внимание в этом году – научной группе экспедиции. «В Арктическом регионе сейчас сконцентрировано огромное количеств мировых проблем. Не политических, а экологического характера, – говорит Алексей Яковлев, биолог, профессиональный педагог. – Все сейчас слышали про глобальное изменение климата. Но не все знают, что изменения, которые происходят на нашей планете, в холодной арктической зоне проявляюсь более ярко и четко, чем в средней полосе. Для того чтобы не оказаться в ситуации, когда земля изменилась, а мы нет, исследовать Арктику нужно здесь и сейчас».

Например, все мы знаем про загрязнение микропластиком. Он проникает практически всюду, по всей планете. Но вот вопрос: есть микропластик на мысе Челюскин? Донесло ли его водными течениями? Это придется выяснить как раз научной группе Большой Арктической экспедиции. Или еще существует проблема переноса мельчайших частиц радиоактивных веществ, которые накапливаются в лишайниках. Ребята будут искать их в промерзшей почве мыса Челюскин.

Фото: Даниил Овчинников, пресс-служба департамента образования и науки города Москвы.

Понятно, что для самих школьников эта экспедиция – как портал в другой мир. В группе много 11-классников, которые как раз в эти дни сдают ЕГЭ. Однако ради экспедиции все ребята смогли перенести дату экзаменов. «У меня с родителями возникли некоторые трудности, – рассказывает 11-классница Ульяна Ершова. – Папа был против, потому что, по его мнению, именно экзамены решают наше дальнейшее будущее, а не Большая Арктическая экспедиция. Но буквально за несколько дней до экспедиции мне удалось его переубедить. Я думаю, что у многих с родителями, особенно в 11 классе, возникают такие сложности. Но я считаю, что в таких случаях стоит долбить в стену очень сильно, чтобы настоять на своей точке зрения. Так получилось у меня».

Экспедиция завершится уже в июне. Мы идем след в след с лыжниками, чтобы передавать все самые актуальные новости.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру