Названы лучшие публикации журналистов мира по версии FJA

«Если СМИ и не спасут мир, то, определенно, сделают его лучше»

Единственно верный способ понять, что вообще творится в мире и чем живет планета Земля, - послушать журналистов. На днях самая внушительная на сегодняшний день профессиональная журналистская премия - FJA – назвала имена победителей. Жюри выбрало лучшие работы из почти 400 поступивших (из 81 страны). По три в каждой номинаций – «Лучшее расследование», «Лучший репортаж о правах человека», «Лучший репортаж о защите мира» и «Лучший репортаж о защите окружающей среды».

«Если СМИ и не спасут мир, то, определенно, сделают его лучше»

Материалы из Азии, Африки, Европы, Латинской Америки, США и Канады, Австралии, разнятся по форматам и сюжетам, но едины в стремлении показать современный мир без прикрас, во всем многообразии и драматизме.

Коррупция, конфликты, современное рабство, насилие, варварское уничтожение природы - все эти темы раскрыты авторами материалов блестяще. И это безоговорочно опровергает расхожее представление о том, что журналистика умирает, теряет интерес к человеку, сосредотачивается на развлечении и стереотипах. Очень часто главным героем выступает именно конкретный человек, который противостоит злу и старается помочь другим.

«Журналисты спасут мир» - этот лозунг звучит для многих наивно, но по факту именно на журналистов и остается вся надежда в эпоху глобализации и цифровизации. Разумеется, репортеры везде разные. Но кто бы мог подумать, что журналистика, скажем, в Нигерии не менее сильная, чем в Австрии.  

- Журналисты высвечивают самые острые проблемы, формируя наше представление о мире, - говорит  основатель Международной  сети этической журналистики Айдан Уайт. - Они проливают свет на многие конфликты и драмы, в том числе часто скрытые, стараются проникнуть в суть явлений.  В то же время очень важно, что в центре внимания большинства материалов стоит человек, его нужды и боль, сопротивление злу и несправедливости. Иногда его борьба одерживает победу, и это внушает новую надежду.

Идет ли речь о высыхающих озерах Африки или исчезающей фауне Амазонки, нарушениях прав избирателей или  неприглядных сделках коррумпированных чиновников, международной преступности, бытовой жестокости, - в каждом случае  журналистов интересуют не только масштабы, истоки и последствия явления, но прежде всего – судьбы вовлеченных в бурю событий людей. 

Можно предположить, это влияние тех испытаний, которые нам всем выпали в связи с пандемией. Она ведь изменила ход привычного течения жизни сотен миллионов жителей планеты, породила экономическим и психологическим кризисы, которые до сих пор еще изучают многие, в том числе известные философы, такие, как Юваль Ной Харари, Наом Хомский и другие. Некоторое ученые связывают с пандемией конфликты, которые последовали в самых разных частях света.

Жизнь человека, его представление о себе, о мире, о перспективах частного и всеобщего развития, о личных и коллективных возможностях – все эти важнейшие темы подвергаются переосмыслению. Несомненно, весь мир переживает период турбулентности, в котором, вероятно, рождаются новые смыслы и будущие опоры. И журналистика, как всегда, наиболее чутко реагирует на происходящее, отвечает на общественный запрос, в том числе, запрос на поиск точек опоры, своими средствами и возможностями. И предлагает мерить целесообразность экономических, геополитических и прочих решений – надо сказать, достаточно традиционно – исходя из потребностей, интересов и жизни конкретного человека. В этом представители всех стран и континентов, школ и культур журналистики, Востока, Запада, Севера и Юга, совершенно солидарны.

Журналисты, очевидно, уходят от абстрактной, пусть и весьма насыщенной фактами, картины конфликтов и стремятся сосредоточиться на влиянии масштабных событий на жизнь конкретного человека.  

Среди авторов, вошедший в короткий список премии и победителей- журналисты знаменитых изданий и совсем новых стартапов, жители мировых столиц и крошечных городов Индостана, Бразилии, Боснии и Герцеговины, - все они пишут прежде всего о людях, об их горе и мужестве, надеждах и тревогах. 

Первая история: Астроном и ее звезды

Одним из лучших материалов признана статья австрийки Эвелин Шалк о первой и единственной афганской женщине-астрономе Амене Каримьян. В 2021 году ее включили в список 100 самых влиятельных женщин мира. Амена из города Герат (там проживает полмиллиона жителей). Она поступила в университет, получила диплом инженера, стремилась усовершенствовать городскую среду, потому что хотела, чтобы Герат стал современным. Она создала общественную организацию, которая в переводе с дарийского называется «Маленькая Вселенная», где многие женщины нашли дело по душе и также увлеклись астрономией.

Амена говорила: «Живя на Земле, не понимаешь, что это наш общий дом. Замечаешь это толку в период потрясений. Но именно планета делает жизнь возможной для нас».

Талибы (движение признано террористическим и запрещено в РФ), захватившие власть в стране, не приветствовали занятия женщин науками и общественной деятельностью. По их мнению, такие ,, как Амена, заслуживают только смерти. Угрозы, которые поступали в ее адрес, были серьезными.

Австрийские ученые и журналисты, узнавшие о судьбе Амены, много месяцев пытались ее спасти и вывезти из страны, писали петиции, собирали подписи. Но это оказалось непросто. Европейская бюрократия не стремилась вникнуть в  ситуацию. 

Австрийское посольство никак не давало визу. Американцы не включили Амену в список эвакуированных, так как она не работала на американскую компанию. Она дважды уезжала в Пакистан и дважды была депортирована, ее избивали, пытали. Наконец ей удалось покинуть страну и улететь в Европу. Ее статус, как о многих афганцев, спасшихся от неминуемой смерти  на родине, неясен. Для многих  до сих пор границы ЕС закрыт, а  возвращение на родину означает одно: смерть. 

- История, о которой я рассказала, связана с внешнеполитическим скандалом, основанном на игнорировании представителями Австрии ситуации и нужд людей, ищущих спасения от террористических режимов, - рассказывает автор статьи Эвелин Шалк. - Когда Талибан захватил власть в Афганистане, очень много и громко говорили о том, что женщины снова лишились базовых прав человека. Но очень скоро обо всем этом забыли, и западные политики, и СМИ. В настоящее время границы практически закрыты для афганцев.

В то же время это история о человеческих связях, о доверии и дружбе, которая возникла между людьми, разделенными тысячами километров. Я познакомилась с  Аменой в самом начале ее одиссеи, которая длилась больше года. Мы с ней были все время на связи! И я поняла, как две женщины, жительницы не просто разных стран, а разных частей мира, могут понимать друг друга. 

Для журналиста личное включение в судьбу своих героев - всегда вызов. Для меня особенно важным было показать каждый шаг нашей совместной истории. Чтобы сама работа над сюжетом была абсолютно прозрачной. Важнейшая задача медиа – это определить базовые ценности, так же, как и границы, и "красные линии" публичного дискурса. Так что эта награда также и твоя, Амена, и всех отважных женщин, которые борются за свою жизнь и достоинство каждый день. Давайте продолжать стремиться к звездам. Мы вместе будем сиять еще ярче.

История вторая: засекреченный проект

Еще одна статья, признанная лучшей, - авторства американки Луис Першли о крупнейшей в США месте хранении ядерных отходов. Хэнфордский ядерный комплекс расположен в штате Вашингтон, он был засекреченным времен Второй Мировой войны. 

Во время гонки вооружений атомный проект стал частью «холодной войны», и никто не учитывал риски для здоровья людей и окружающей среды. Тайно проводили эксперименты с ядерными материалами (не зная, как они работают) в природных заказниках и заповедниках, пострадали в основном коренные жители-индейцы. 50 процентов рабочих хранилища имеют дело с опасными материалами, заражаются и не получают необходимой медицинской помощи. Больше 100 тысяч рабочих в общей сложности получили облучение. Причина происходящего - стремление  к экономии. Владельцы комплекса не хотят усиливать консервацию, не хотят платить за лечение и средства защиты.  

Печатать этот текст многие крупнее СМИ не решились. Рискнуло только небольшое издание "Вирджиния квотерли ревью".После публикации были начались проверки, многие рабочие получили компенсации. 

- Мой репортаж включал обнародование медицинских документов, свидетельств о массовом отказе работодателей компенсировать утраченное здоровье, а также свидетельства нарушения федеральных обязательств по отношению к коренным народам, - говорит Луис. — Все это игнорировалось десятилетиями. Материал также включил эксклюзивные финансовые документы топ-менеджера одного из крупнейших секретных атомных экспериментов над коренными народами Америки, которые никогда не были опубликованы. Я выросла недалеко от Хампфорда, слышала рассказы о нем, и знаю, что это не первая и, к сожалению, не последняя история о происходящем там, о том, как общины коренных сталкиваются с пренебрежениям к их нуждам со стороны властей. Но я очень благодарна за доверие и поддержку людей, которые помогли рассказать хотя бы часть этой истории.

История третья: неоконченная война

Некоторые конфликты хоть закончились давно, но, кажется, последствия до сих пор мешают людям жить. Так происходит в Боснии и Герцеговине тому отличный. Первую премию в номинации «Лучший репортаж о о построении мира» получила Надзира Ахметасевич. Она рассказала о женщинах Сребреницы, которые много лет после трагедии не только продолжают собирать по крупицам сведения о погибших родных, но и помогают другим, и противостоят « языку вражды» и эскалации агрессии в стране.

- Когда началась осада Сараево, я была совсем юной, - рассказывает Надзира. - Потом случилось Сребреница, и мы в Сараево думали, что нас всех убьют. Я никогда этого не забуду, как и все, кто это пережил. 

Первый раз я приехала в Сребреницу, когда мне было 19 лет, совсем молодой журналисткой. И с тех пор постоянно возвращаюсь к этой теме, не могу остановиться.

Я слежу за женщинами Сребреницы, приезжаю к ним регулярно, знаю их в лицо, все они потеряли своих мужчин - кто сына, кто мужа, кто брата...

И они разыскивали своих мужчин, и поддерживали друг друг друга других женщин, все эти годы. Не давали забыть о случившемся. Обычно женщин в конфликтах описывают исключительно как жертв, как безгласную страдающую массу.

Мне хотелось показать, какие они сильные. Не сломались. Я живу с ними рядом многие годы, слежу за ними. Самое главное - они не дают забыть о случившемся, они требуют справедливости, наказания для преступников, но не горят жаждой отомстить другому народу. Наоборот, они с самого начала говорят о том, что надо ни в коем случае не допустить нового конфликта, новой войны, новых трагедий и преступлений. Что люди должны научиться разговаривать друг с другом, жить рядом, научиться решать возникшие проблемы.

Я пишу о них потому, что хочу донести их слова, чтобы не было новых войн, все эти годы. Но конфликты возникают, и войны идут. Я надеюсь, что голос женщин все же будет наконец услышан. Если никто не может остановить новые конфликты, на них последняя надежда

История четвертая: видеокамеры для аборигенов.

Одно из лучших и, что уж там, необычных расследований, сделали бразильские журналисты (эта была коллективная работа). Они, обеспокоенные варварским освоением природных богатств Амазонки, давно видят прямую связь между уничтожением лесов и долин с нарушением прав коренного населения, которое нередко выдавливается из родных мест и лишается привычного образа жизни. 

Сама по себе работа журналиста в таких регионах редко бывает путешествием и репортажем талантливого «одиночки», тут необходима командная солидарность и распределение ролей. Нередко местные активисты становятся не только проводниками, но и соучастниками расследования, и не всегда их имена, как часто бывает, отмечаются в публикациях.

В данном случае журналисты «Монгабей» решили поступить иначе. Они решили привлечь женщин из племени Мурдуруку, на месте традиционного проживания которого бизнесмены начали хищническое освоение полезных ископаемых и вынуждали жителей покинуть родные места, к производству видеоконтента. Именно женщины общины проявляли наибольшую озабоченность происходящем в их регионе, охватывающем тысячи квадратных километров.

Наиболее активным раздали видеокамеры, и в течение длительного времени они снимали происходящее в родных селениях, на месторождениях и строительстве шахт. Фиксировали не только переживания жителей, но и звучащие в адрес протестующих против насильственного переселения угрозы, попутно рассказывали о традициях и повседневной жизни. Многие из участников эксперимента нашли свое призвание в работе с камерой. Они считают, что социальный эксперимент в корне изменил их жизнь. Уникальный материал лег в основу статьи… 

Отдельная тема – действенность журналистики. Уже после того, как сбор заявок завершился, номинанты начали присылать информацию о том, какая реакция последовала после их публикаций.

В Египте власти наконец услышали о высыхающих из-за безответственного освоения земель озерах и приняли меры для спасения, в Мексике и США начались прокурорские проверки и были открыты уголовные дела (по итогам публикации о крупнейшей в истории двух стран коррупционной сделки в области энергетики), в тех же США власти обратили внимание на проблемы рабочих хранилища ядерных отходов,

Евросоюз начал расследование о насилии в отношении беженцев  на границах Греции и Хорватии,  начались проверки злоупотреблений во многих странах. 

Немецкие журналисты - победители в номинации «Расследования» -  ждут, что «Хьюго босс» и другие мировые бренды обратят внимание на использование рабского труда в цепочках своих поставщиков. Австрийка Эвелин тоже ждет, что судьба ее героини Амены решится. Может быть, журналистика и не спасет мир, но она определенно сделает его совершеннее.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру