Похищение бюста автора культовых комиксов связали с «актом деколонизации»

«Загадка, достойная Тинтина»: кто украл памятник Эрже

В Брюсселе таинственным образом исчез бюст Эрже – создателя культовой серии комиксов про юного репортера и искателя приключений Тинтина. Исчезновение статуи художника комиксов на его родине в Бельгии считается “актом деколонизации”.

«Загадка, достойная Тинтина»: кто украл памятник Эрже
Фото: wikipedia.org / CBC / Radio-Canada / Public Domain

Поиск пропавшего бюста Эрже стало бы подходящим заданием для Тинтина, бесстрашного бельгийского мальчика-репортера, и его разносторонне одаренной, обладающей интуицией собаки Снежка, пишет The Observer.

По всему Брюсселю, где родился Эрже, создатель одноименных комиксов, постоянно встречаются напоминания об одном из самых известных экспортных товаров Бельгии. Гигантское изображение персонажа, цепляющегося за паровоз, из книги "Тинтин в Америке" украшает один из выходов с городской станции Eurostar, в то время как фреска с изображением Тинтина, его друга-моряка капитана Хэддока и Сноуи покрывает фронтон дома чуть более чем в миле оттуда.

Но менее 10 дней назад бюст Эрже, расположенный в тихом жилом районе вдали от туристических маршрутов, исчез, что привело к предположению, что памятник стал жертвой растущего движения за деколонизацию.

Позже выяснилось, что мэр местного муниципалитета Эттербек решил убрать скульптуру карикатуриста, настоящее имя которого было Жорж Реми, после того, как стеклянный ящик, закрывавший ее для безопасности, был сильно поврежден.

Эрже создал "Тинтина" как серийный комикс в 1920-х годах в Le Petit Vingtième, молодежном приложении еженедельной католической газеты Le Vingtième Siècle, напоминает The Observer.

После успеха первого рассказа "Тинтин в Стране Советов" Эрже попросили отправить мальчика-репортера в Бельгийское Конго (позже Заир, а ныне – Демократическая Республика Конго), центральноафриканскую колонию, которая в то время контролировалась Брюсселем.

В оригинальном комиксе 1931 года “Тинтин в Конго” персонаж рассказывал группе детей об "их родине" Бельгии.

В 2012 году брюссельский суд отклонил законную попытку конголезского студента-политолога Бельгийского университета добиться запрета комикса.

Бьенвеню Мбуту Мондондо, который в течение многих лет проводил кампанию за изъятие книги из бельгийских магазинов, утверждал, что в комиксе изображены местные жители, включая сцену, где чернокожая женщина склоняется перед Тинтином, восклицая: “Белый человек очень велик. Белый мистер – большой джуджу!”. Податель иска считает такие изображения “невежественными и оскорбительными».

Только на рубеже веков, после публикации в 1998 году книги американского историка Адама Хохшильда "Призрак короля Леопольда: история жадности, террора и героизма в колониальной Африке", Бельгия начала серьезно бороться со своим колониальным наследием в Конго.

Бельгийский король Леопольд II объявил Конго своей личной колонией в 1885 году. В последующие два десятилетия, по оценкам, 10 миллионов конголезцев были либо убиты, либо замучены работой до смерти, в то время как женщины систематически подвергались изнасилованиям. Частная армия Леопольда лишила страну ее природных ресурсов, сделав его – и Бельгию – богатым в процессе этого.

Перед смертью Эрже сказал, что сожалеет о том, каким образом он изобразил Конго, но отрицал, что это диктовалось расистскими взглядами, а просто отражало то, как в Европе изображали Африку в 1920-х годах.

Мэр Эттербека считает, что споры об отношениях Бельгии с ее бывшей колонией не имеют никакого отношения к ущербу, причиненному площади Те, где сейчас одиноко стоит постамент высотой по пояс, рядом с ночным магазином и автоматом по продаже презервативов.

“Мэр не считает, что это связано с колониализмом, – заявила его пресс-секретарь. – Он действительно думает, что это произошло из-за ценности бюста. На черном рынке за подобные вещи платят большие деньги”, – сказала она, отметив, что статуя сделана из бронзы.

Представители мэрии Эттербека заявили, что они глубоко гордятся Эрже, который родился в их муниципалитете и прожил здесь 20 лет.

“Эрже чрезвычайно важен для Эттербека. Он родился здесь, он вырос здесь, и он является бельгийской иконой и автором одного из самых известных комиксов. В Эттербеке сегодня работает множество авторов комиксов, и для нас важно показать, что это хорошее место для культуры. Мы действительно инвестируем в культуру здесь и в таких художников, как он”, – сказала пресс-секретарь.

Отвечая на вопрос, будет ли изменен цоколь, чтобы сделать его недоступным для будущих потенциальных бандитов, она сказала, что мэр непреклонен в том, что он должен оставаться видимым для всех, включая детей.

“Он действительно хочет вернуть его на то же место. Это символ этого района, и первоначально он был установлен там по согласованию с семьей”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру