Древняя ДНК раскрыла интригующие подробности о китайском императоре

Ученые поражены новыми открытиями о старинном правителей Поднебесной

Древняя ДНК, извлеченная из останков китайского императора шестого века, правившего Поднебесной в темные века, пролила некоторый свет на то, как мог выглядеть этот правитель.

Ученые поражены новыми открытиями о старинном правителей Поднебесной

Император У правил Китаем в составе династии Северная Чжоу с 560 по 580 год, и ему приписывают объединение северной части древнего Китая в период особого хаоса, рассказывает CNN.

Археологи нашли его гробницу на северо-западе Китая в 1996 году. В исследовании, опубликованном в четверг в журнале Current Biology, исследователи проанализировали генетический материал из его останков, который включал почти полный череп. Они собрали информацию о его внешности, здоровье и происхождении.

Император принадлежал к малоизученной кочевой группе под названием сяньбэй, жившей на территории, которая сегодня является Монголией и северным и северо-восточным Китаем. Анализ генома, секвенированного по ДНК, показал, что у Ву были карие глаза, черные волосы и цвет кожи от темного до среднего.

“Некоторые ученые говорили, что у сяньбэя была ”экзотическая" внешность, такая как густая борода, высокая переносица и желтые волосы", - сказал Шаоцин Вэнь, соавтор исследования и доцент Университета Фудань в Шанхае, в пресс-релизе. “Наш анализ показывает, что у императора У были типичные черты лица для Восточной или Северо-Восточной Азии”.

Авторы заявили, что надеются, что древняя ДНК может пролить свет на причину смерти У. Согласно исследованию, император скоропостижно скончался в возрасте 36 лет. Объяснения его кончины, выдвигаемые в исторических текстах, включают болезнь и преднамеренное отравление.

Команда не смогла найти никаких окончательных доказательств того, почему он умер. Однако исследователи заявили, что обнаружили генетическую предрасположенность к инсульту, которая может объяснить некоторые симптомы, которые историки приписывают У: опущение век, слепоту и нарушенную походку.

Археологи все чаще применяют древние методы ДНК для извлечения информации из костей, зубов, артефактов и пещерной грязи.

Команда использовала генетическую информацию из останков, включая череп У, чтобы представить, как бы он выглядел, создав трехмерную реконструкцию лица, которая очеловечивает малоизвестную фигуру.

“Исследование дает интригующее представление об исторической фигуре императора У, при этом представленное приближение лица выглядит убедительно реалистичным”, - сказал Тобиас Холтон, преподаватель черепно-лицевой идентификации и судебно-медицинской визуализации в Университете Данди, который работал над реконструкциями лиц исторических личностей, по электронной почте. Он не принимал участия в исследовании.

“Детали цвета кожи, волос и глаз, в частности, невозможно предсказать только по останкам скелета, что делает генетический анализ ценным инструментом”.

Однако исследование не дало достаточно подробной информации о других морфологических переменных, таких как толщина кожи, мышц и жира, которые покрывают лицевые кости, расположение и проекция глазных яблок, форма бровей, ширина носа и высота губ, факторы, которые могут быть включены в реконструкцию лица, подчеркивает Хоултон.

По словам Чон Хунвона, адъюнкт-профессора школы биологических наук Сеульского национального университета, более интересным, чем внешность императора, было его происхождение из Сяньбея. Чжон, который не участвовал в новом исследовании, изучал хунну, отдельную кочевую империю, которая подтолкнула Китай к строительству Великой китайской стены.

Генетический анализ показал, что император У вступил в брак с этническими китаянками-хань, доминирующей этнической группой Китая сегодня.

“Я думаю, важно понимать элитную группу, к которой он принадлежал, возникшую в результате слияния элитных групп Сяньбэй и местных ханьцев, а не его самого”, - отмечает Чон по электронной почте. “Эта группа редко изучалась в генетике, и это исследование представляет один из первых подобных случаев”.

Чон сравнивает сяньби и сюнну с германскими племенами, такими как франки и готы, которые захватили части Римской империи после ее распада.

Он сказал, что примечательно, что император У имел относительно высокий процент предков из группы, известной как древние североазиатцы, учитывая, что к тому моменту сяньбэй взаимодействовали с доминирующими китайцами династии Хань в течение нескольких столетий.

У правил в период китайской истории, который часто называют “темным веком хаоса”, когда династии быстро сменяли друг друга, комментирует Брайан Миллер, доцент кафедры центральноазиатского искусства и археологии Мичиганского университета. Миллер, который не принимал участия в исследовании, сказал, что это был исторический период, требующий более тщательного изучения.

“Интересно посмотреть на генетическое исследование, но ни один из результатов этого генетического исследования не вызывает удивления”, - сказал Миллер. “Мы знаем, что крупные правители вступали в смешанные браки, но как насчет политических субстратов — в какой степени низшим элитам разрешалось вступать в смешанные браки? Я думаю, что именно здесь генетика действительно могла бы начать рассказывать интересную историю”.