Бабушка-учитель задушила 9-летнего внука: «Выгорела на работе»

К чему приводит многолетняя работа в школе

Жуткая история с предполагаемым убийством бабушкой родного внука потрясла Чувашию. Учительница, преподаватель родного языка с многолетним стажем, подозревается в том, что задушила 9-летнего внука и скрылась с места преступления. Сейчас женщина задержана и помещена в СИЗО, ведется следствие. Обвиняемой назначена психиатрическая экспертиза.

К чему приводит многолетняя работа в школе
Фото: freepik.com

События трагического дня разворачивались так. Мама 9-летнего Тимы (имя изменено. – Авт.) отлучилась на несколько часов в банк. Заботу о мальчике она перепоручила своей матери, 61-летней учительнице на пенсии. Вернувшись, женщина застала дома гробовую тишину и мертвого сына — мальчик был задушен. Бабушку — предполагаемую виновницу трагедии — задержал патруль в то время, когда она пыталась скрыться на даче. Мотивом своих действий пожилая женщина назвала непослушание и капризы внука.

Однако все знакомые отзывались о мальчике только положительно. Учился на отлично, ходил в музыкальную школу, был душой компании. И даже соседи в полном недоумении: «Ребенок был послушным, семья благополучная».

А вот с бабушкой – бывшей учительницей, которая ушла из школы 6 лет назад, воспользовавшись досрочной педагогической пенсией, все сложнее. «МК» удалось узнать, что чувашский язык женщина преподавала в чебоксарской школе № 36. И, судя по всему, работу свою не любила.

- У нас преподавателей чувашского в республике не так много, — рассказывает Аркадий (имя изменено). —  В свое время делался упор на русский, а чуваши даже стеснялись своего родного языка. Поэтому «чувашисты» сплошь энтузиасты, «могучая кучка». Часто эта любовь к языку еще и династийная. И не только язык: костюмы, праздники, игры, национальные блюда... Мы дни Чувашии проводим, национальные фестивали, стараемся вовлечь учеников. Вера Петровна (имя изменено) к этому никогда не стремилась. Ни работ по языку не писала почти, ни в конкурсах не участвовала.

Другим невольным свидетельством того, что бывший учитель не особенно любила свою работу, стали соцсети. У других учителей и там сплошь школа: букеты, выпускные, первые звонки, рассказы об учениках... У бывшего педагога на страничке ничего школьного. Есть подписка на кулинарию и некие курсы по самосовершенствованию. Принадлежность к профессии выдают только френды-учителя и подписки на школы. 36-й среди них нет.

Зато видно, что женщина растила дочь одна и любила путешествовать. Есть фотографии Красной площади в Москве, виды Питера, отдых на море.

Догадаться о том, что трагедия с внуком могла быть связана с профессиональным выгоранием, помогают и воспоминания некоторых учеников Веры. «Была очень строгой, жесткой», «была агрессивной», «кричала» — пишут об учителе теперь уже взрослые люди. «Выгорела» на работе, а потом сорвалась на внуке?

А мама одного мальчика поделилась воспоминанием о том, как Вера Петровна швырнула прямо в лицо ребенку дневник, который уголками порезал лицо так, что остались шрамы. Женщина срочно перевела тогда сына в другой класс...

- Пока идет следствие, выводы делать рано, — считает социальный психолог Валерий Раушинский. — Мы ведь даже результатов психиатрической экспертизы не знаем. А могло быть что угодно: «сумерки» (сумеречное состояние психики, когда человек галлюцинирует, но двигательные функции у него вполне сохраняются), дебют психического расстройства...

Но вполне может быть профессиональное выгорание, конечно. Термин тоже пришел из психиатрии, и первоначально им обозначали нарастающее эмоциональное истощение при занятии той или иной профессией, постепенно приводящее к личностным изменениям, переменам в общении с людьми. А потом добавили к выгоранию еще деперсонализацию в отношении к другим, обесценивание собственных профессиональных достижений.

Что касается учителей, то их выгорание чаще вызвано психоэмоциональными перегрузками, давлением со стороны администрации, изоляцией или недоброжелательностью в коллективе. Интересно, что только потом идут стресс от общения с учениками и родителями, недостаток признания и вознаграждения за успехи. Следствие: чувство отчаяния, ощущение беспомощности, загнанности в ловушку, апатии, депрессии. Или, напротив, злость, ярость, агрессия. Что, конечно, сказывается на семьях, на отношениях с учениками.

Но есть средства, позволяющие «измерить» степень эмоционального выгорания. Самое известное – опросник Маслач (MBI), его, как я знаю, у нас в МЧС используют. Или шкала Бернаута, ее любят рекрутинги, используют для собеседований в частные школы. Однако шкалы и тесты — всего лишь инструмент, оперировать которым может сертифицированный психолог. А психологов школам не хватает.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру