Кто испытал погромное удовольствие

Оппозиционеры открещиваются от агрессивной толпы

Более 100 пострадавших полицейских, полсотни покалеченных митингующих, 193 задержанных погромщика, разгромленные парламент и резиденция президента, десятки перевернутых машин и автобусов — таков итог вторничного буйства оппозиции. В среду в Кишиневе акции протеста возобновились. Манифестанты собрались в центре города у площади Великого национального собрания и перекрыли главный проспект молдавской столицы. Но такого размаха, как во вторник, акции уже не носили. Более того, все оппозиционные силы пытались откреститься от участия в погромах…
По версии оппозиции, в толпу митингующих были внедрены провокаторы (неизвестно чьи) — мол, они и бросали камни и взрывпакеты. Непонятно только, откуда у “провокаторов” появились румынские флаги, один из которых был водружен над резиденцией президента. А это уже тянет на “измену Родине” и госпереворот. Понятно, что отвечать за это никому не хочется.
В среду акции протеста начались уже с утра. В то же время в Молдавии начались первые робкие попытки осмысления происходящего. Оппозиция обвинила коммунистов в провокациях и намеренной эскалации насилия и беспорядков. “Во вторник вечером мы звонили в полицию, пожарным, просили потушить подожженный парламент, но они никаких действий не предпринимали, — сказал “МК” председатель оппозиционной Народно-республиканской партии Николае Андроник. — В толпе легко различимы были провокаторы. В результате произошедшего внимание от фальсификации итогов выборов оказалось отвлечено, а оппозиция дискредитирована”.
Коммунисты же теперь могут довольно потирать руки. Дело в том, что уровень недоверия к президенту Воронину в Молдавии действительно был высок. Но сейчас люди вряд ли поддержат его противников — слишком уж непривлекательный образ у них получился.
Во вторник вечером президент Владимир Воронин, выступая по телевидению, назвал случившееся попыткой “антиконституционного переворота” и указал на виновников — лидеров оппозиционных партий Влада Филата, Михая Гимпу и Серафима Урекяна. Наблюдатели приплюсовывают к этим трем фамилиям еще и мэра Кишинева Дорина Киртоакэ.
Серафим Урекян — лидер альянса “Наша Молдова”. Является самым известным и опытным среди перечисленных оппозиционеров. Он целых 11 лет проработал кишиневским градоначальником. В 2005 году перешел к парламентской деятельности, возглавив партию “Наша Молдавия”. За продолжительную политическую карьеру на Урекяна было заведено несколько уголовных дел, в том числе по злоупотреблению служебными полномочиями и клевете. Во взаимоотношениях с Румынией декларируется принцип “Одна нация — два государства”. Об отношениях с Россией говорится уклончиво. Практика показала, что “Наша Молдова” внезапно начинает любить Россию, когда нуждается в ее поддержке, например перед выборами. Когда же необходимости в Москве нет, то Урекян даже заявлял, что Молдавия должна выйти из СНГ.
Михай Гимпу — лидер Либеральной партии Молдавии. Получил известность в 2006 году после участия в скандальном митинге у стен российского посольства в Кишиневе. Тогда он и его сторонники держали в руках плакаты “Мы не можем быть братьями с русскими оккупантами!” и “Прочь, российская оккупационная армия!”.
Владимир Филат является лидером Либерально-демократической партии Молдавии. На самостоятельную политическую карьеру он решился в 2007 году, уйдя из-под крыла умеренной Демократической партии. Филат, который был вторым человеком в промолдавской Демпартии, вдруг решил под выборы 2009 года создать собственный политический проект. На презентации партии Владимир Филат заявил: “Сейчас, когда Румыния стала членом ЕС, мы должны иметь тотальную открытость перед этой страной. Я настаиваю на понятии “должны”, а те, кто не понимает, должны это сделать”. Более того, известно, что партийная газета ЛДПМ “Тимпул” финансируется из бюджета Румынии.
Дорин Киртоакэ — вице-президент Либеральной партии, мэр Кишинева. Ему всего 30 лет, он долгое время жил в Румынии и стажировался в США. В самом начале политической карьеры прославился тем, что предлагал закрыть русскоязычные радиостанции и запретить наружную рекламу на русском языке. У Дорина Киртоакэ — румынский паспорт.
“Эти политики имеют достаточно много биографических и стилистических различий. Однако общее у них одно, — говорит политолог Евгений Минченко. — Это стремление к так называемой “европейской интеграции”, что понимается ими как поглощение Молдавии Бухарестом. Все они выступают за ликвидацию собственной государственности и присоединение к Румынии, за что на молдавских политических просторах получили прозвище “унионистов”.

ЦИТАТА ДНЯ
Frankfurter Rundschau (Германия):

“Это была не “революция роз”, а скорее “революция кирпичей”.

РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ОККУПАЦИЯ?

Внутримолдавские разборки плавно перетекли в молдаво-румынский конфликт. Президент Воронин не стал сдерживаться и прямо указал на Румынию: “Во всех происходящих у нас событиях замешана Румыния. Терпение тоже имеет границы. Основные спонсоры уже уехали из страны”. Он сообщил, что в организации бесчинств принял участие посол Румынии Филип Теодореску. Он объявлен персоной нон грата и должен покинуть пределы страны в течение 24 часов. Посол Молдавии в Бухаресте Лидия Гуцу отозвана в Кишинев для консультаций.
Между тем, по информации “МК”, на границе Молдавии со стороны Румынии в районе Скулени скопилось несколько сотен молодых людей. Они хотят проехать в Кишинев, дабы принять участие в манифестациях и поддержать прорумынские силы. Молдавские власти перекрыли границу и решили ввести визовый режим с Румынией. Из-за этих мер не могут вернуться на родину и 150 молдавских студентов.
Все эти меры уже вызвали негодование румынских властей. Они называют политику Кишинева враждебной и призывают сохранять хладнокровие и рассудок. “Румыния поддерживала и поддерживает европейскую ориентацию Молдовы, будущее которой связано с членством в Евросоюзе”, — заявил премьер-министр страны Эмиль Бок.

ЦИТАТА ДНЯ

Владимир ВОРОНИН, президент Молдавии:
 “Вчера мы могли открыть огонь на поражение! Но мы не сделали этого! Мы не сделали даже меньшего, видя, что Влад Филат, Серафим Урекян и Михай Гимпу вывели на площадь не своих сторонников, а детей, школьников и лицеистов, которым просто охота погулять и пошуметь. С подлецами нельзя играть по их правилам! Нельзя объявлять войну собственным детям! А потому мы приняли решение уступить им на один день все то, что столь для них вожделенно: кабинеты президента, спикера парламента, зал парламентских заседаний, наши телефоны и оргтехнику. Мы приняли решение уступить им все то, на чем у них заканчиваются все представления о государственной власти!”

Илья Яшин: “Население никогда не будет поддерживать погромщиков”

Вчера “МК” связался с одним из лидеров оппозиционного движения “Солидарность” Ильей Яшиным и спросил, как он оценивает действия молдавской оппозиции и возможен ли такой сценарий в России?
— Я считаю, что единственный шанс демократической оппозиции в условиях тоталитарного режима — мирная, “бархатная” революция. Когда тысячи выходят на площадь, там всегда появляются радикалы, которые делают все, чтобы ненасильственная акция перешла в насилие. Задача оппозиции — обуздать радикалов и не дать сделать так, чтобы мирная акция переросла в погромы. В 2004 году Ющенко и Тимошенко удержали и именно поэтому победили. Лидеры молдавской оппозиции не смогли удержать своих радикалов, и акции переросли в погромы. А население никогда не будет поддерживать погромщиков — это был моральный крах оппозиции.
В России лидеры оппозиции — ответственные, революционеров в ней практически нет. Ни один из руководителей российской оппозиции никогда не призывал к насильственному свержению строя. Думаю, нам бы удалось обуздать радикалов. Сколько проходило “Маршей несогласных” — ни разу не полетело ни одного камня в милицию, не было никакой агрессии. В этом смысле у нас подготовка и лидеров, и активистов достаточно высокая.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру