Генплан Москвы подлежит обсуждению

Эксперты Общественной палаты выступили с критикой градостроительного документа

Главный столичный документ, нацеленный в прекрасное далёко, — Генеральный план развития Москвы до 2025 года. И если прежние генпланы были недоступны широким массам, то теперь ситуация поменялась. По крайней мере формально — ведь по закону чиновники должны не только обрисовать перед жителями перспективы развития города, но и обсудить их вместе с ними.
Так что готовьтесь, москвичи: публичные слушания Генплана начнутся с середины мая в каждой управе. И вы сможете высказать свое мнение — по крайней мере касательно своего района. А пока что мнениями о Генплане поделились ведущие столичные специалисты — на “круглом столе”, организованном Общественной палатой. Сможет ли Москва обеспечить условия нормального существования жителям? И способна ли адекватно выполнять функции столицы РФ?


 Как сказано в новом Генеральном плане, в 2025 году в Москве будут жить 11,2—12 миллионов человек. А т.н. дневное население (с учетом жителей области, приезжающих на работу в столицу) — 14—16 млн. человек. Запланированный объем строительства — почти 100 млн. кв. м. Из них 27,5 млн. — социальное жилье, детсады, школы и пр. Остальные “квадраты” приходятся на коммерческую сферу.
Старый жилищный фонд сейчас составляет 25%. Если раньше речь шла о его реконструкции, то теперь — о замене (сносить будут в том числе сталинские и дореволюционные дома). Это новое и принципиальное решение властей. “Иначе к 2030—2035 годам произойдет накопление старого фонда, который нельзя будет покрыть новым строительством”, — объяснил зам. директора НИиПИ Генплана Москвы Олег Баевский. Еще одно новшество — осознанное смещение приоритетов в сторону развития общественного транспорта. Плюс к тому в течение 15 лет необходимо закончить сооружение Четвертого кольца, Северной и Южной рокад и дублеров радиальных магистралей — так обрисовали основные положения авторы Генерального плана.
Но собравшиеся на “круглом столе” специалисты поправили эту идиллическую картинку, указав на грубые нарушения и ошибки в документе.
Выяснилось, например, что в документе не прописано, какие пункты прежнего Генплана не были выполнены, а какие оказались перевыполненными. Президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Александр Кудрявцев считает, что для грамотного развития мегаполиса нужно сделать акцент на трех проблемах. Первая: Москва резко увеличила объем жилищного строительства, причем дома появляются не там, где планировалось. Перегружен город также торговыми помещениями и офисами. Участки в центре города, которые московские депутаты в 2000 году предлагали зарезервировать под автостоянки, уже заняты. И отнюдь не автостоянками. Вторая проблема — вывод за предел МКАД промышленных предприятий. Этот процесс идет с колоссальным скрипом. И третья проблема, вытекающая из первых двух, — плохая экология на подавляющей территории города (за исключением юго-западного направления).
— Стратегический документ нужно делать прежде всего в интересах жителей, — говорит вице-президент Академии художественной критики Алексей Клименко. — Меня изумило отсутствие в Генплане медицинской статистики по онкологии, детским патологиям и т.д., которая прямо указывает, где жить можно, а где нельзя. В городе есть зоны, где содержание опасных и вредных веществ в сотни раз превышает предельно допустимую концентрацию (например в районе автозавода). Строить там ни в коем случае нельзя — только травку высевать. В Нагатинской пойме требуется санация почв, но в Генплане этого не предусмотрено. Зато предусмотрено строительство офисов.
По словам директора фонда “Градостроительные реформы” Александра Высоковского, главная проблема Москвы в том, что она не может сохранить публичные пространства. Из-за давления девелоперов идет их захват, приватизация. В результате построенные офисные комплексы не используются, а места для сооружения парковок нет. Почему же власти столько лет не замечали этих перекосов?
“За сытые годы в России сложилась новая отрасль, обслуживающая капитализм, — пиар, — признается руководитель фирмы, занимающейся связями с общественностью. — Мнение общественности, скажем честно, никого не интересовало. Пиар-технологи апеллировали исключительно к власти. А теперь на рынке коммуникаций началась эволюция — или революция, называйте как хотите: благодаря широкому развитию интернета правда жизни выплывает наружу”. Большую нишу в сфере пиара занимают пресс-службы министерств и ведомств, многие из которых, мягко говоря, вводят народ в заблуждение. Социологи провели исследование и выяснили: 60% информации, долгие годы поступавшей в СМИ, было некорректной, поэтому большинство прогнозов не состоялось, а чиновники и девелоперы успешно гнули свою линию. Видно, Генплан столицы тоже в какой-то мере стал жертвой информационных войн.
— Ожидаемые транспортные нагрузки в Генеральном плане занижены, недооценены. Есть много старых территорий, где нет места транспорту. Есть кварталы, которые проектировались из расчета 40 машин на 1000 человек. На 6,5% территорий Москвы сосредоточено 38% мест приложения труда — о каком избавлении от заторов можно говорить? — недоумевает академик РААСН Александр Стрельников. — Мы не должны ограничиваться 2025 годом. Город должен предвидеть на сотни лет вперед.
Кризис ужал бюджет и вынудил власти экономить даже на важных вещах. Материалы и конструкции удешевляются, проекты откладываются в долгий ящик. И это… в корне неверно! Потому как кризис — хорошее время для создания инфраструктуры, считают московские архитекторы. Они предлагают брать пример с Америки 1930-х годов: государство строит дороги и развязки, проектировщики и строители получают заказы и возможность пережить трудные времена. Предположим, что власти прислушаются к этому мнению. Но какими проектами городу необходимо заняться в первую очередь?
— Прежде всего транспортными, — говорит председатель комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию, профессор МАрхИ Вячеслав Глазычев. — Идет невероятное уплотнение уличной сети, о чем я твердил еще в 1999 году. Хорошо, что в новом Генплане хотя бы обозначена прокладка экспресс-линий метро — новых подземных веток, идущих через центр. Отсутствие возможности проскочить Москву за приемлемое время ломает город и смысл существования в нем. Кроме того, любой новый проект или реконструкция должны сопровождаться формированием публичной стоянки — и необязательно на улице.
А вот идея огромных перехватывающих стоянок — абсолютно химерическая, считает Глазычев. Прежде чем о ней говорить, нужно отладить систему общественного транспорта. Но это займет немало лет. В качестве альтернативы профессор предлагает создать парк дешевых такси, дотируемых городом. Поездка на небольшое расстояние — 3—4 км — должна стоить не больше чем билет на метро (подобная система есть в Манхэттене). Это может подтолкнуть значительное количество людей к пересаживанию на такси.
Эксперты уверены: Москва не может решить внутренние проблемы без взаимодействия с Подмосковьем. Но у столицы и области разные генпланы развития. И при таком положении вещей о решении транспортных проблем можно забыть. Явный пример — поселок Северный. Он находится за пределами МКАД, и чтобы соединить его нормальными дорогами с “большой” Москвой, нужно согласие области. Транспортники бьются над этой проблемой уже не первый год.
Как ни странно, федеральные власти вообще мало интересуются развитием Москвы именно как столицы. А в новый генплан, похоже, вообще не заглядывали. Иначе почему в нем до сих пор присутствует “посольство Чехословакии” и отсутствуют представительства доброго десятка субъектов Федерации, которые до сих пор ютятся в квартирах? “Где будет главное здание столицы — парламентский центр, — неизвестно. Как можно без этого рассматривать Генплан?” — удивляется главный научный сотрудник Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству доктор архитектуры Юрий Бочаров.
— Мы имеем дело с редким феноменом, — подытоживает Глазычев. — Механизмы организации контроля за деятельностью чиновников сегодня заблокированы. Думаю, что единственной формой выхода из сложившейся ситуации является формирование федерального округа под названием Москва.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру