Поналетели тут

Законным мигрантом теперь можно стать прямо в аэропорту

Предварительные итоги реализации очень важного эксперимента подводят сотрудники подмосковной миграционной службы. Им поручили совместно с пограничниками апробировать в столичном аэропорту “Внуково” систему автоматизированного оформления миграционных карт. По общему мнению, результаты опыта весьма обнадеживающие.

 Первопроходцам всегда сложней, но “экспериментаторы” старались не зря, выставляя еще один барьер на пути незаконной миграции. По их следам вскоре пойдут остальные аэропорты московского авиаузла, а затем и всей страны.

Россия. Москва. Работа

Данный аэропорт не случайно был выбран для проведения эксперимента. Через “Внуково” идет основной поток авиарейсов из Средней Азии. У малограмотных выходцев из Таджикистана и Узбекистана всегда были большие проблемы с заполнением миграционных карт. Большинству из них трудно по-русски написать свои данные и цель приезда в Россию, не то что по-английски, как того требуют правила. На разбор каракулей, выведенных натруженной рукой таджикского дехканина, уходило немало драгоценного времени.

А сейчас все просто. Никакого бумагомарательства. Любой иностранный гражданин отдает паспорт пограничнику на паспортном контроле, тот его сканирует — и сведения в электронном виде сразу идут в базу данных Федеральной миграционной службы России. Визитеру нужно только устно ответить на два вопроса: цель приезда и регион пребывания. Если уж пошла речь о таджиках и узбеках, то у них ответы не блещут разнообразием: регион — Москва, цель — работа.

— Эксперимент стартовал в сентябре прошлого года, — рассказывает начальник отдела контроля за пребыванием иностранных граждан во “Внуково” УФМС России по Московской области Владимир Пустынский. — Плюсов у него предостаточно. Во-первых, сведения сразу идут в государственную систему учета, что помогает предотвратить в дальнейшем нарушения миграционного режима. Кроме того, автоматизация процесса заполнения карт позволяет избежать ввода недостоверных, неполных данных и, главное, упростить процедуру въезда в страну для иностранцев.

Сотрудники подмосковного УФМС не сомневаются, что результаты эксперимента признают положительными. И тогда дело за малым. Такое же оборудование установят на всех пунктах пропуска в аэропортах московского авиаузла, а следом постепенно подтянутся и все российские аэропорты.

Армянское радио

Надо сказать, кардинальные изменения в работе миграционного контроля в аэропортах начались еще раньше, с января 2008 года. Тогда почили в бозе так называемые ПИКи — пункты иммиграционного контроля. Они были преобразованы в отделы контроля за пребыванием иностранных граждан.  

— Когда отдел только начал работать, у нас был вал правонарушений на “безвизовых” рейсах, — вспоминает Пустынский. — Чуть ли не каждый третий пытался выехать из России с просроченными датами действия миграционной карты, если она вообще у них была. Но постепенно сарафанное радио сделало свое дело. Иностранцы донесли до соотечественников новость о том, что контроль ужесточился.

Особой оперативностью, кстати, отличаются граждане Армении. Они еще в самолет не сели, а уже звонят на родину друзьям и родственникам и подробно докладывают, что именно в аэропорту у них проверили. Не только оперативностью, но и изворотливостью. После преобразования ПИКов 90% армян, просрочивших сроки пребывания в нашей стране, при вылете несли справки из своего посольства об утере паспорта. Они считали, что раз нет отметки о настоящей дате въезда в Россию, нет и проблемы. Причем незаконно находиться у нас они могли очень долго: год, два и даже больше. Посольство, как и любое отделение милиции, действительно обязано выдать справку при утере паспорта. Хитроумные гости столицы не учли только один факт — что в аэропорту, в отделах контроля, у них станут спрашивать миграционную карту или, в случае утери, ее дубликат. И здесь уже справки не помогут.  

Малограмотным среднеазиатам до ушлых армян, конечно, далеко. Их хитрости по-детски наивны. Например, когда что-то не в порядке с документами, они вдруг напрочь забывают русский язык. Хотя после года работы на стройке любой таджик, разбуди его среди ночи, вспомнит слова “лопата”, “лом”, “милиционер”, “регистрация” и “депортация”. Решается проблема очень легко.

 Работники УФМС просят любого соотечественника такого “склеротика” (а их в аэропорту всегда пруд пруди) поработать переводчиком. Чем старше таджик, тем лучше он знает русский язык. А вот с молодыми действительно чем дальше, тем языковой барьер все больше.

Сотрудникам миграционной службы не составляет особого труда обнаружить и другие манипуляции с документами. Например, поддельный штамп на миграционной карте или фальшивое разрешение на работу. По их словам, наметанным глазом подделку отличить достаточно легко и без применения технических средств. Но, даже если возникают сомнения, необходимые данные всегда можно запросить через систему поиска.

Со стороны может показаться, что особый миграционный контроль нужен, наоборот, за иностранцами, въезжающими в страну. Зачем они сюда едут? Что везут? Чем здесь собираются заниматься? Разумеется, это все проверяется, однако в настоящие ежовые рукавицы мигранта (если у него, конечно, проблемы с документами) берут именно на выезде.  

— У прибывающего гражданина обычно все в порядке, — поясняет Владимир Владимирович. — Раз пограничники пропустили его через пункт контроля, значит, с паспортом у него нет проблем, въезд ему не закрыт. Все, что ему нужно, — получить миграционную карту и встать на миграционный учет. А вот те, кто покидает нашу страну, зачастую не снимаются с миграционного учета, у них нет миграционных карт. Непонятно, как они вообще здесь находились. Вот тут и начинается основная работа.

Процедура наказания нарушителя стандартна: составляется протокол, выписывается штраф. Причем делается все это так быстро, что в отделе еще не было прецедентов, чтобы из-за задержки в пункте миграционного контроля иностранца сняли с рейса. Злостных нарушителей подвергают административному выдворению. Протокол отправляется в суд, который принимает решение о закрытии такому гражданину въезда в Россию на 5 лет.

Правда, таких случаев немного — за два года выдворено всего восемь человек. В основном к иностранцам стараются относиться лояльно. Конечно, если они приходят с повинной головой и сами сознаются, где и что нарушили. Потерял миграционную карту? Получи дубликат. Превышены сроки пребывания в стране? Заплати штраф — в следующий раз у тебя уже не будет такого соблазна, а наказание будет совсем другим. Но, если мигрант артачится и намеренно обманывает миграционную службу, с ним никто сюсюкаться не будет.

Отелло с авоськой

В связи с кризисом пассажиропоток и на въезд, и на выезд из страны немного снизился, но это скорее временная передышка. В 2010 году в аэропорту откроется новый крупнейший международный терминал, и нагрузка на подразделение подмосковного УФМС возрастет в разы. Кстати, именно на строительстве этого терминала сотрудники отдела в свое время обнаружили множество нарушений миграционного режима (частью их работы является контроль за соблюдением трудового миграционного законодательства на всех объектах аэропорта). Иностранцев на стройке работает предостаточно, а разрешений на работу у них нет. Руководители строительства решили, что, раз они на режимном объекте, никто их проверять не будет. И глубоко ошиблись.

— Пока мы не ужесточили контроль, случались прецеденты, вообще не укладывающиеся ни в какие рамки, — говорит Пустынский. — Например, иностранцы работали по туристической визе или вовсе не имея разрешительных документов на пребывание в России. Причем они выполняли свои обязанности на очень важных объектах: на техобслуживании самолетов и взлетной полосы.

…Практически каждые десять минут в кабинет заходят иностранцы и уточняют непонятные для себя вопросы. Особенно щепетильны немцы. Выпытывают все до последней запятой.

— Очень дисциплинированный и аккуратный народ, — отмечает Пустынский. — С ними обычно не возникает никаких проблем.

Гораздо меньше, чем раньше, стали нарушать миграционный режим граждане Украины. Сказывается, конечно, отсутствие языковых преград. Украинцы, как правило, хорошо знают российское законодательство и в целом неплохо у нас ориентируются.

Требуют повышенного внимания рейсы с Дальнего Востока, которыми могут прилететь граждане Вьетнама и Китая. Но больше всего нарушителей по-прежнему на рейсах из Средней Азии. Причем не только по части миграционной службы. Если прилетает самолет из Таджикистана, к нему особый контроль — как со стороны пограничников, так и таможни. Пользуясь низким уровнем жизни большинства таджиков, наркодельцы нередко предлагают провезти в Россию опасный груз за тысячу долларов. Некоторые соглашаются…

Удивительно: почему при известных материальных трудностях таджики предпочитают лететь в Россию самолетом? Оказывается, для этого есть серьезные причины. Их останавливают сложности на таджикско-казахской границе. Казахские пограничники очень жестко относятся к своим соседям и, по рассказам очевидцев, могут даже отнять все деньги. Жаловаться, как правило, бесполезно.
Поэтому даже баснословные для таджиков 7—8 тысяч за авиабилет, которые собираются всей диаспорой, не смущают гостей из бывшей союзной республики. Возможность получить хоть какую-то работу перекрывает все расходы на перелет. Зато потом один работник, получая на подмосковной стройке 10 тысяч рублей, ежемесячно будет 8—9 тысяч отправлять своей многочисленной семье. Это у нас пенсионерам сложно прожить на 5 тысяч рублей, а таджикская семья из четырех человек на сто долларов может кормиться полгода.

К историям о безработице и бедности таджиков, вынужденных ехать на заработки в Россию, в отделе контроля привыкли. В любом случае это не повод нарушать российское миграционное законодательство. И все же иногда бывают ситуации, выходящие за рамки обыденности. Так, однажды в кабинет к сотрудникам УФМС скромно зашел дедок лет восьмидесяти. Только что прилетел из солнечного Таджикистана. На голове тюбетейка, в руках авоська со скромными пожитками. Хочу, говорит, чтобы признали меня беженцем и разрешили жить в России.

 Выяснилось, что таджикский старожил очень обиделся на свою жену. Она нашла себе мужчину помоложе, лет 60 с небольшим. Брошенный муж в гневе поджег свой дом, чтобы ничего не досталось изменнице, и подался в Россию, которая, как он считал, принимает с распростертыми объятьями всех страждущих таджиков. Пришлось дедушке объяснить, что к статусу беженца его история не имеет никакого отношения.

Мнение о нашей стране как наиболее лояльной к мигрантам, оказывается, существует и в других государствах с невысоким уровнем жизни. Не так давно в пункт другого аэропорта обратилась гражданка Кении. Молодая, высокая и красивая женщина призналась, что она лесбиянка и поэтому не только не может найти личного счастья в родной стране, но и подвергается там всяческим гонениям. Представительница секс-меньшинства попросила убежища в России, но и ее пришлось разочаровать. Нетрадиционная сексуальная ориентация — не та причина, по которой принимаются столь важные решения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру