В Москве началась антиалкогольная кампания

Заботу о здоровье горожан взяли на себя чиновники

В ближайшее время москвичи либо превратятся в трезвенников, либо, наоборот, сопьются под забором. То и другое может произойти по единственной причине: гражданам просто негде будет культурно выпить. Получить лицензию на продажу алкоголя столичным питейным заведениям становится все труднее. Дошло до того, что с мольбой о помощи в Мосгордуму обратилась Федерация рестораторов и отельеров.

Самое странное, что проблемы чаще всего возникают у популярных в народе рестораций. Почему — решил разобраться “МК”.

Завсегдатаи баров подметили: антиалкогольная кампания в Москве случается два раза в год — в начале и в середине, когда у большинства питейных заведений заканчивается срок действия лицензий. Сейчас как раз наступил “сухой” сезон.

В первом же сетевом кафе на Тверской не оказалось ни вина, ни ликеров, ни тем паче напитков крепостью около 40 градусов. “С каких это пор в нашей светской стране действуют законы шариата?” — спросили мы у бармена. “Трудности с получением лицензии на продажу алкоголя. И не только у нас, а во всей сети”, — честно ответил тот. В продаже только сидр, который считается слабоалкогольным напитком и спецлицензии не требует. А получить ее тут уже отчаялись.

Садовое кольцо. Очень и очень респектабельный ресторан. Жанна — его старший администратор — говорит нам, что проблемы у заведения недавно были.

— Это как повезет со знакомыми в высоких кабинетах. Для новичков надо закладывать сроки получения лицензии от 2 месяцев до полугода. То в документах не то написано, то какой бумажки не хватает… Словом, повеселились мы.

Печальным опытом поделилась с нами и администратор еще одного весьма приличного заведения:

— Я здесь работаю шеф-поваром, а еще в одном небольшом ресторане являюсь учредителем. Заведение, где я шеф-повар, получало лицензию 3 месяца. А то, где я учредитель, бодается уже 8 месяцев. Пока подготовишь одну бумагу, устаревают другие. Вроде все сделаешь как положено — тут же выясняется, что нужна еще одна бумажка. Я решила плюнуть и дать кому следует на лапу. Но абсолютно неясно, кому давать взятку, чтобы дело “срослось” с гарантией. А платить за кота в мешке ни один предприниматель не станет.

В японском кафе у “Белорусской” нам сказали, что с получением лицензии так намучились, что решили обойтись вообще без спиртного. “Клиентов стало ощутимо меньше, — признался директор. — И они предпочитают не только поесть, но и выпить. Многие, узнав, что мы можем предложить лишь соки да минералку, отменяют заказ и уходят”. В соседнем кафе лицензия раньше была. Но срок ее истек в январе. “Сейчас пытаемся ее возобновить, — жалуется администратор. — Это, я вам скажу, тот еще аттракцион! Чиновники нашли, что в плане БТИ есть нестыковки. Вот и переделываем эту бумагу”.

— Проблема с лицензированием алкоголя — довольно распространенная, — говорит аналитик “Финам” Максим Клягин. — Выдача лицензий связана с большим количеством нюансов. Каких именно? Ну, например, предприятие не выполняет требований закона.

В столичном Департаменте потребительского рынка и услуг признают: многие требования закона о лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции, принятого Москвой в 2006 году, не имеют к торговле спиртными напитками никакого отношения. Например, чтобы торговать водкой, в магазине обязательно должна быть книга жалоб. Необходимо также предъявлять паспорт БТИ, описание объекта, копии разрешений на подключение воды, канализации, электричества, программы производственного контроля, подтверждения о наличии (зачем-то) сейфов и сигнализации. Не так давно жертвой борьбы с алкоголизацией стала еще одна сеть недорогих ресторанов, попавшая в “черный список” по причине совсем уж казуистической: большинство ее заведений находятся рядом с метро. Чиновники отчего-то сочли, что торговлю спиртным в радиусе ста метров от подземки необходимо ограничить.

На сбор бумажек уходят месяцы. На дачу взяток — миллионы. В итоге лицензии стали многим ресторанам не по силам и не по средствам. А поскольку до 30% выручки формируется на спиртном, не исключено, что десятки пристойных и недорогих заведений закроются из-за нерентабельности.

— Еще в царские времена власти призывали открывать трактиры, где можно культурно употреблять, — говорит глава Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. — И чем больше заведений с различными видами напитков, тем строже ресторатор отвечает за культуру потребления. И конкуренция должна быть здоровой.

По неофициальной информации, тяжелее всего пробить административные барьеры владельцам заведений в самых “проходных” округах Москвы — Центральном, Юго-Западном, Северном и Северо-Западном. Есть еще вариант — воспользоваться услугами многочисленных посредников. Корреспондент “МК” позвонил в одну из фирм, предлагающих помощь в оформлении “пьяной” лицензии.

— Я хочу открыть кафе с продажей крепкого алкоголя. Вы можете мне посодействовать?

— Конечно. Где будет находиться заведение общепита?

— Рядом с метро, метрах в 30—40.

— Это обойдется вам дороже. Чиновникам нужно “занести” дополнительно 100 тысяч. Но это только начало…

Затем последовал перечень государственных организаций, которые надо “задобрить” в общей сложности примерно на миллион рублей. Но оказалось, что этим самым сроки получения лицензии мы не ускорим.

— Неужели к сентябрю не управимся? С такими-то “взносами”?

— Что вы! — рассмеялся собеседник. — Вы, наверное, не до конца поняли ситуацию. Без “взносов” вы так и будете крутиться как белка в колесе. А если все “внесете” как положено — к Новому году откроетесь…

СОЦОПРОС

Заказываете ли вы в ресторанах спиртное?

Как правило, да — 64%

Только по особым случаям — 14%

Никогда — 13%

Как правило, нет — 9%