С привокзальных площадей исчезли лотки

На очереди — павильоны

С 1 сентября на вокзалах и привокзальных площадях запрещена торговля с лотков, а с 1 октября ликвидируется вся уличная торговля. Об этом в конце августа объявил начальник Дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов. По мнению корреспондента “МБ”, прошедшего по вокзалам столицы, от запретов пострадают не только частные предприниматели, но и пассажиры, ведь резкое сокращение торговых точек неизбежно приведет к росту цен.

24 августа

Первое сообщение о том, что с 1 октября 2009 года начнется “ликвидация всех стихийно образовавшихся коммерческих объектов” на привокзальных площадях крупных городов, появилось на сайте железнодорожной монополии. В октябре со всеми частными предпринимателями, торгующими у вокзалов, будут расторгаться договоры аренды торговых точек. На арендаторов будут подавать в суд, если они будут препятствовать досрочному расторжению соглашений. Кто выйдет победителем в этих спорах, догадаться несложно. Ларьки на привокзальных площадях исчезнут совсем. Владельцы газетных киосков, мини-аптек, павильонов по продаже кваса, пирожков и шаурмы или добровольно переедут в помещения вокзалов, или закроют свой малый бизнес.  

Как пояснили в РЖД, решение, которое распространится на 332 российских вокзала, принято для повышения качества обслуживания пассажиров и для борьбы с контрафактной и низкокачественной продукцией. Расположенные в хаотичном порядке палатки и киоски, по мнению железнодорожников, ухудшают санитарную обстановку. Железнодорожники надеются, что перенос торговли в помещения вокзалов не вызовет роста цен на еду и предметы первой необходимости.

31 августа

На Курском вокзале предприниматели узнали о новых правилах торговли от корреспондента “МБ”.

 Спрашиваю у продавщицы беляшей о том, что она будет делать дальше?  

— А я и не знаю ничего. Сказали сегодня, что вечером сообщат подробности. Посмотрим. Странно только: если собираются прикрыть торговлю, то зачем вчера открыли несколько новых павильонов? Люди же за аренду вокзальных площадей уже деньги заплатили. По-моему, быстро тут ничего не изменится. Уж больно много здесь всякого беспорядка.  

…На площади трех вокзалов продавцы тоже ничего не слышали о предстоящих изменениях. И продавцы, и спешащие пассажиры тут уверены, что резкое сокращение торговых точек неизбежно ударит по кошельку потребителя. Как считает Алла, приезжая из Твери, с которой мы разговаривали возле Ярославского вокзала: “Даже если на железнодорожных вокзалах наведут порядок, то получится как в аэропортах. Все красиво, а цены кусаются. Где вы видели в Европе, чтобы чашка порошкового кофе стоила 200 рублей, а чай — 150? А в аэропорту “Домодедово” — на каждом шагу. Кому нужен такой порядок?!”  

Между Ленинградским и Ярославскими вокзалами существует огромный торговый комплекс. Захожу в администрацию и ненавязчиво спрашиваю о перспективах грядущей безработицы для здешних арендаторов. В ответ — изумленные глаза.  

— Да ты че, мужик! Нам только вчера принесли бумаги на оплату аренды. Никто ни слова не сказал о закрытии. Слухи все это…  

Интересуюсь у помощника дежурного по Ленинградскому вокзалу: когда же вокруг вокзалов нельзя будет увидеть продавцов? Пожимает плечами. Зато за словом в карман не лезет продавщица из сувенирной палатки: “Нас уж точно не спросят. Привыкать, что ли?”

1 сентября

В этот любимый школьниками день, когда с привокзальных площадей должна была исчезнуть торговля с лотков, у трех вокзалов удалось поговорить с постовыми милиционерами. Они с гордостью показали на закрытые павильоны с шаурмой: “Начало есть”. В ответ указываю на все еще работающих лоточников, пристроившихся за стационарными павильонами. Но стражи порядка облегченно выдохнули:  

— Не наша “земля”.  

Спрашиваю, а как определить, где чья землица? Ну вот этого они как раз и не знают…  

Зато прапорщик милиции, гоняющий продавцов “левых” телефонов в подземном переходе у Павелецкого вокзала, с радостью указал мне на бумажку, прикрепленную к стене. Читаю: “Несанкционированная торговля… наказывается штрафом от 1 тыс. до 2,5 тыс. рублей”. Здорово, здесь, значит, стараются. Вот только “земля” в переходе закреплена не за вокзальными властями, а за городом.
Зато в метрах пяти-семи от стража порядка рядом со зданием вокзала торгуют квасом. О запрете с 1 сентября лоточной торговли продавщица пенным напитком ничего не знает: “Мне никто ничего не говорил. Не может быть, нам же сам мэр обещал всяческую поддержку”…  

На Курском вокзале мне поведали такую историю.  

— Когда Курский закрывали на реконструкцию, то мы узнали о том, что остались безработными в день закрытия. Просто хозяевам сказали: закрывайтесь. И все, — рассказала продавщица из местного ларька.  

Да, явно не любят у нас информировать общественность в полном объеме.

2 сентября

Лоточников возле Белорусского вокзала не найти. Они окончательно “переехали” к выходам из метро “Белорусская”. Экспрессивные до крайности продавцы цветов радостно сообщили, что все эти нововведения их не касаются. Зато в комментариях частных предпринимателей, ведущих бизнес на территории вокзала, сквозит неприкрытая злость. “Арендную плату регулярно поднимают, а вот заблаговременно проинформировать об изменениях правил торговли никто не спешит. А между прочим, ставки на Белорусском нешуточные. За аренду 1 “квадрата” надо заплатить в год от 27 тыс. до 80 тыс. рублей”, — горячится один из бизнесменов. Частные аптеки на Белорусском вокзале уже закрылись. Аренда у фармацевтов — 60 тыс. рублей за “квадрат”.  

Борьба с лоточной торговлей развернулась не только на столичных вокзалах, но и на более скромных городских железнодорожных станциях. Владелица небольшого павильона, арендующая на законных основаниях “точку” на станции Беговая, судов не боится. Ее бизнес сейчас “подвис”. “Земля кому-то понадобилась”, — считает она. Сейчас она ждет предложений о компенсации от компании, выигравшей тендер на эту территорию.

Комментарии

За разъяснениями по накопившимся вопросам мы обратились к Дмитрию Писаренко — начальнику сектора коммуникаций Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО РЖД. И вот что он ответил.  

— Сейчас разрабатывается юридический механизм, который позволит компенсировать аптекарям-арендаторам часть расходов. Вы говорите, что многие арендаторы услышали о предстоящей ликвидации привокзальной торговли от вас? Я считаю, многие из них хитрят. Мы уже сталкивались с ситуацией, когда арендатор отказывается получать документы о прекращении аренды. Сейчас мы высылаем предложения о прекращении аренды по юридическим адресам. Работа эта непростая, но поверьте, мы ее сделаем.  

Еще раз отдельно подчеркиваю — речь идет о ликвидации торговли на привокзальной территории. Все арендаторы, находящиеся внутри здания вокзала, останутся на своих местах. А возле железнодорожных вокзалов останутся только так называемые вендинговые аппараты, торгующие продуктами и напитками.  

Что касается станции Беговая. Это не наш объект, эта станция входит в структуру Московской железной дороги. А на вокзалах появится даже больше торговых площадей, сейчас мы изыскиваем резервы для этого.  

По дороговизне арендной платы. Вы поймите, эта сумма берется не с потолка. Сейчас для новых арендаторов приглашаются независимые оценщики, которые определят стартовую цену. Кто предложит самую высокую цену, тот и выиграет. Вы говорите, что многие из числа старых арендаторов жалуются на непомерно высокую ставку. В конце прошлого года впервые за много лет была проведена независимая экспертная оценка арендной ставки. И аренда выросла. У кого в 5, а у кого и в 7—8 раз. Ведь зачастую те же рестораторы платили по 10 тысяч рублей в год за квадратный метр. Согласитесь, что это не совсем справедливо. Мы, в свою очередь, готовы рассмотреть любые жалобы от арендаторов. Для нас чем больше будет порядка на вокзалах, тем, как вы сами понимаете, лучше.  

Если верить властям, то вскоре на наших вокзалах будет тишь да благодать. А вот действующие участники привокзальной торговли в своем счастливом будущем уверены не очень. Подавляющее большинство моих собеседников, представляющих малый столичный бизнес, считают, что им придется искать новую работу, не связанную с железной дорогой. Частные предприниматели не уверены, что “зачистка” вокзалов от малых предприятий приведет к повышению качества обслуживания пассажиров. Зато они не сомневаются, что резкое сокращение торговых точек вызовет неминуемый рост цен на товары, продаваемые на вокзалах.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру