История нелюбви

Режиссер Майкл Мур ищет виновных в финансовом кризисе

В своем новом фильме «Капитализм: история любви» (Capitalism: A Love Story), представленной на Венецианском кинофестивале в минувшие выходные, документалист Майкл Мур в привычной для него насмешливой манере ищет виновных в организации финансового кризиса, из-за которого тысячи людей ежедневно лишаются работы.

Майкл Мур пытается понять сам и объяснить согражданами-американцам, куда правительство дело все их деньги. Для него уже не впервой рассуждать с экрана об убийственном влиянии корпоративной культуры на американцев, да и на весь мир заодно. Но на этот раз режиссер действует еще смелее, чем в своих предыдущих работах: на скамью подсудимых он сажает не отдельно взятую корпорацию, не только администрацию президента США, а всех, кто так или иначе имеет отношение к экономическому коллапсу, которому не видно ни конца, ни края.

Майкл Мур, едва сдерживая гнев, задает себе и зрителям запретный вопрос: какую цену платит Америка за свою любовь к капитализму?

Как получилось, что в погоне за американской мечтой простые американцы потеряли все: работу, сбережения, надежды? Мур ищет ответ в судьбах обычных людей, живущих в Вашингтоне и других частях Соединенных штатов. И эта любовь всей страны к капитализму так похожа на роман с трагическим концом: здесь и измены, и ложь, и немыслимые страдания от разочарования в объекте обожания.

Капиталистические сирены завлекают простых людей в пучину бедности сладкими песнями о скором богатстве. Но все деньги оседают в карманах горстки толстосумов с Уолл Стрит, в то время как более 90% населения США не уверены, что им хватит денег на выплату по закладной.

После предпремьерного показа в рамках Веницианского кинофестиваля Мур отметил, что «его сильно тронули простые люди, которые борются, работают не покладая рук, и чьи жизни рушат решения, принимаемые людьми, не желающими им добра».

Мур вновь умоляет сократить разрыв между богатыми и бедными. Ему надоело, что нации внушают идею капитализма как неотъемлемой части демократии, как новую религию. И хотя режиссер считает, что капитализм – это зло в чистом виде, целью картины является осуждение не капитализма как такового, а в первую очередь банковской системы. Мур буквально на пальцах объясняет причины финансового кризиса. В частности Мур сильно сомневается, что Обама в состоянии побороть экономический спад. Он называет крупнейший коммерческий банк Goldman Sachs средоточием капиталистического зла, а ведь именно он оказал огромную финансовую поддержку избирательной кампании нынешнего президента США.

«Капитализм: история любви» фильм во многом наивный, в нем режиссер силится увидеть долгожданный свет в конце темного туннеля, по которому вслепую идет Америка.

Наталья СТЕПАНОВА.

Из досье «МК»: Майкл Мур - известный американский кинорежиссер-документалист, работающий в жанре острой политической и социальной сатиры. Первой документальной картиной Мура стала «Роджер и я» (1989), посвященная жуткой ситуации в его родном Флинте, сложившейся с закрытием автогигантом General Motors всех предприятий в этом городе. За картину «Боулинг для Колумбины» (2002) Мур удостоился в общей сложности 27 наград, включая спецприз за режиссуру в Каннах и «Оскар» как лучший кинодокументалист года. Один из самых известных фильмов Мура - «Фаренгейт 9/11» (2004 года), обвиняющий Джорджа Буша-младшего в причастности к терактам 11 сентября, получил 22 премии, в том числе и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

* * *

Понять, кто виноват в экономическом падении, для Запада сейчас так же важно, как и найти пути выхода из кризиса. Это у россиян ломка сознания происходит раз в 5-10 лет.

Америка же переживает крупнейший со времен Великой Депрессии спад. Ее жители не привыкли быть обманутыми — посему энтузиазм в «охоте на ведьм» велик. Вспомните, лауреат Нобелевской премии по экономике-2008 Пол Кругман прославился как раз срыванием покровов с причин мирового финансового кризиса. В своих работах ученый резко отзывался о политике главы Федрезерва США Алана Гринспера, считая ее, наряду с другими, одной из причин нынешней ситуации.

Мур прав, обвиняя в кризисе Буша-младшего и «жирных котов» с Уолл-стрит, считает директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. Профессору очень понравился фильм «Фаренгейт 9/11», поэтому он с нетерпением ждет, когда новая лента скандального режиссера выйдет в российский прокат. Но, по мнению Солодкова, проблема гораздо глубже, чем кажется режиссеру: «Двухполярный мир как-то удерживал капитализм от совсем уже явных перекосов. Не стало Союза, и жадность дельцов по обе стороны океана вышла из-под всякого контроля».

Автор фильма похож в своих взглядах на ведущих мировых экономистов еще в одном важном аспекте. Ни он, ни ученые не знают толком, как выходить из сложившейся ситуации. Но, в сущности, Мур и не претендует на истину в последней инстанции — он просто, в меру своих возможностей, препарирует ситуацию на монтажном столе.

Когда общество на пределе, поиск истины переходит от ученых к художникам. Поговаривали, что темой нового фильма Майкла Мура может стать гомосексуализм. Народная молва ошиблась не принципиально: последняя лента документалиста, в принципе, тоже про нетрадиционную любовь…

Елена МИШИНА.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру