Табачку не найдется

Капля никотина убьет ползарплаты

Вчера Общественная палата обнародовала доклад “Табачная эпидемия в России: причины, последствия, пути преодоления”. Авторы надеются повторить успех июньского, “алкогольного”, исследования ОП, после которого президент объявил войну алкоголизму в России.

На 76 страницах эксперты социально-демографической комиссии Общественной палаты РФ, Общественного совета ЦФО и Российской академии наук убористым шрифтом повествуют: курение убивает в России от 330 до 400 тыс. человек ежегодно. Напоминают, что 94% российского рынка сигарет, третьего по величине в мире, контролируется несколькими иностранными табачными компаниями. Курят у нас, к слову, по самым скромным прикидкам, 36% населения.  

Докладчики настроены решительно и радикально: в России надо полностью запретить рекламу табака, курение в закрытых помещениях, а пачка сигарет должна стоить минимум 65—70 рублей. Это, по их мнению, — обязанность властей. Ведь 3 июля 2008-го Россия присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, принятой пятью годами ранее. Это обязывает РФ привести действующее законодательство в соответствие с международным документом. При этом докладчики считают идею Минфина поднять в 2010-м акцизы на табак полумерой: повышение будет не таким большим, чтобы заткнуть дыру в бюджете и отвадить от сигарет низкодоходных потребителей, в первую очередь подростков и молодежь.  

Авторы доклада приводят расчеты: чтобы потребление сигарет снижалось на 10—15% в год, необходимо постепенно поднять акциз до уровня в 40—48 рублей с одной пачки в течение ближайших 3 лет. По их данным, даже при ежегодном падении спроса на табак на 10—15% уже в 2010 году это даст бюджету дополнительно более 100 млрд. руб., а к 2012-му — уже более 320 млрд. руб.

 Аналогичный опыт стран Евросоюза — Франции, Германии, Польши — доказывает, что такой способ добровольно-принудительного отказа от курения не так уж и нереален. Польша, кстати, курит в 5 раз меньше сигарет, чем Россия, а имеет с этого в два раза больше.  

Что интересно, в докладе повышение цены сигарет подается как самая эффективная мера борьбы с пагубной привычкой. Исследователи считают, что трепетное отношение к свободе выбора “курить — не курить” во многом подогревается табачными компаниями, которые ежегодно тратят более миллиарда долларов на маркетинговое продвижение своего товара в России. При этом на социальную рекламу в стране затрачивается около 20 млн. долларов.  

Пока еще риторический вопрос о действиях курильщика в случае, если пачка нормальных сигарет будет стоить около ста рублей, находит массу ответов — от “просто брошу курить” до “пошли они со своими идеями!”. Главный аргумент яростных противников — “какого … они будут за меня решать, курить мне или нет”. Но в последнее время многие, гораздо более важные вещи, решаются без особого учета мнения большей части живущих в России людей. Может быть, добровольно-принудительный барьер для вредной привычки станет первым положительным проявлением приоритета воли властей над позицией общества.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру