Смерть в гордиевом узле

Как “вывернутся” власти с вопросом о высшей мере наказания?

Вчера Конституционный суд начал решать, можно ли с Нового года приговаривать преступников к расстрелу, и выслушал представителей разных ветвей власти.  

Готово ли руководство страны наконец разрубить гордиев узел и либо убрать смертную казнь из Уголовного кодекса, либо уйти из Совета Европы, где странам с узаконенными государством убийствами не место? И если готово, то когда?


Вопрос, как говорится, перезрел. В 1996 году Россия вступила в Совет Европы и взяла на себя обязательство отказаться от смертной казни, ратифицировав подписанный ею протокол №6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Причем ратифицировав не позднее чем через 3 года после подписания, то есть к 2000 году... И до сих пор не ратифицировала: у российских президентов, и очень непопулярных, и очень популярных, не хватало политической воли, чтобы протащить злосчастный протокол через Госдуму.  

Но смертные приговоры у нас не выносятся: сначала ввели мораторий на их исполнение, а потом решением КС от 1999 года — и на вынесение, до тех пор, пока суды присяжных не появятся на территории всей страны. Но суды присяжных должны появиться по всей России к 1 января 2010-го, и вот Верховный суд попросил суд Конституционный разъяснить: можно ли будет тогда в России приговаривать к расстрелу или по-прежнему нельзя.  

Что же услышали вчера конституционные судьи?  

Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин высказался за “отмену этого средневекового обряда”. Судья Верховного суда Владимир Давыдов поставил вопрос ребром: “Мы должны либо заявить, что выходим из протокола номер 6, либо его ратифицировать”.  

Но представитель правительства Михаил Барщевский обратил внимание на то, что по факту смертной казни в России и так уже нет почти 15 лет. Судя по словам г-на Барщевского, он лично считает, что ее, казнь эту, нужно отменять, потому что пожизненное заключение — гораздо более суровое наказание для всяких отморозков: “Вечная жизнь в тюрьме, когда человек и мечтать не может увидеть море, птичек, поиграть в снежки, — вот это кара!”... Позднее полпред правительства заявил журналистам, что “у правительства нет полномочий требовать от Думы ратификации протокола №6”. У правительства, может, и нет. Но у председателя правительства, лидера партии конституционного большинства, возможность повлиять на результат голосования, безусловно, имеется. Почему он ее не использует — другой вопрос...  

Представитель Минюста Елена Борисенко заявила, что смертную казнь в России применять нельзя и после Нового года, потому что даже если протокол и не ратифицирован, то есть такая Венская конвенция о праве международных договоров, которая гласит: подписанные государством договоры действуют вплоть до их ратификации.  

Примерно в том же ключе выступал и представитель Госдумы Александр Харитонов. О том, собирается ли нижняя палата парламента выносить на голосование вот уже 10 лет маринующийся в Комитете по законодательству протокол, г-н Харитонов ничего не сказал. Глава этого комитета Павел Крашенинников (“ЕР”) сам лично — против смертной казни. “Только 2 вида животных уничтожают себе подобных — крысы и человек, так вот у нас есть возможность отойти от этой компании”, — заявил он вчера. Но даже предположить, когда россияне захотят отмежеваться от крыс, он не рискнул.
Всех особенно интересовало, что скажет представитель Дмитрия Медведева в КС Михаил Кротов.

 “Позиция президента состоит в поэтапной отмене смертной казни”, — сказал он. Но это и так записано в статье 20 Конституции, где есть слова “смертная казнь вплоть до ее отмены”! Какие этапы еще предстоит пройти России на пути к выполнению собственных обязательств перед Советом Европы и сколько лет еще наши власти будут сидеть на двух стульях (смертная казнь вроде есть, но ее вроде нет), представитель президента не сказал. Между тем представитель Генпрокуратуры Татьяна Васильева вполне резонно отметила, что “переходный период не может продолжаться неопределенный срок”...  

Возможно, какая-то ясность появится 12 ноября — в этот день Дмитрий Медведев зачтет свое послание Федеральному собранию.  

На момент подписания номера еще не было известно, когда КС огласит свое решение. Обычно на его подготовку уходит несколько недель.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру