Дело “Невского экспресса” завели в тупик

Следствие явилось в суд фактически ни с чем

Следствие явилось в суд фактически ни с чем
Оглашение приговора по делу о подрыве “Невского экспресса” в 2007 году начинает сегодня, в пятницу, Новгородский областной суд. Казалось бы, все логично: совершен теракт, виновные названы и должны понести наказание. Точка.

Так должно быть. Но в этом деле вместо точки пока можно ставить только многоточие. А вернее, жирный знак вопроса. Поскольку ни одного ответа по делу этот процесс нам так и не дал.

Кроме, пожалуй, одного. На вопрос, на что способно наше следствие. И ответ этот прост, как три рубля. Ни на что.

Напомним, скорый поезд Москва — Санкт-Петербург “Невский экспресс” был подорван под Малой Вишерой 13 августа 2007 года. Обошлось без жертв, но пострадали 60 человек, 30 были госпитализированы.

Подозреваемых нашли быстро. Буквально через несколько дней после теракта были арестованы житель Чудова Хасан Дидигов и двое питерцев — Андрей Каленов и Денис Зеленюк. Но вскоре выяснилось, что произошла промашка. Подозрения со всех троих были сняты.

В октябре новыми подозреваемыми стали трое ингушей — Саланбек Дзахкиев, Амирхан и Макшарип Хидриевы. Но вскоре и Амирхан Хидриев был освобожден за непричастностью. Последняя версия следствия: теракт был совершен группой, подконтрольной одному из наиболее известных чеченских боевиков Доку Умарову. Дзахкиев и Хидриев — пособники. Организатор — наш бывший военный, перебежчик на сторону боевиков Павел Косолапов.

В обвинении все четко — Хидриев и Дзахкиев приобрели и доставили в Маловишерский район взрывчатое вещество для изготовления взрывного устройства. Организатор изготовил устройство и установил его на железной дороге.

Дзахкиеву и Хидриеву предъявлены обвинения по статьям “теракт” и “незаконное приобретение, передача и перевозка взрывчатых веществ организованной группой”. Косолапов объявлен в розыск. Все — следствие свою работу выполнило и передало дело в суд.

Тут-то и началось.

Хидриев и Дзахкиев наотрез отказались признавать себя виновными. Во всеуслышание заявили о невероятном давлении со стороны сотрудников СКП. Хидриев утверждает, что его “заставили пальцем указать” на Дзахкиева, и пытался прямо в зале суда задрать штанину, чтобы показать шрамы от пыток. Дзахкиев чуть не плакал: “Я не знаю, как они могли так издеваться и заставлять, этих людей накажет Аллах”.

У Дзахкиева появляется алиби: согласно детализации его телефонных переговоров, он в дни, предшествующие теракту, находился в Самарской области. Это, конечно, не исключает его возможной причастности к преступлению. Но у следствия-то в обвинении Дзахкиев был в другом месте…

В последнем слове Дзахкиев обратился к судье: “Я не прошу, я требую нас оправдать. Ваша честь, у вас есть возможность доказать то, что эта честь есть на самом деле. Весь мир знает, что мы не виновны!”.

Все это можно было бы принять за попытку ухватиться за последнюю соломинку, если бы не одно “но”.

Представитель гособвинения в прениях заявляет: “Большинство организаторов теракта не установлено даже по именам”. А высокопоставленный представитель Генпрокуратуры заявил “МК”, что, как ему доложили, доказательства в деле настолько слабы, что обвинения в причастности к совершению теракта Хидриева и Дзахкиева суд может не признать.

А суд там, на минуточку, профессиональный, не присяжные.

Если ко всему этому прибавить повторный теракт с “Невским экспрессом” прямо во время процесса… Издевательство? Насмешка?

Гособвинение запросило для Дзахкиева и Хидриева 13 и 11 лет колонии строгого режима.

Даже если они виновны и понесут заслуженное наказание, мы можем спать спокойнее?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру