Расти, Большой!

Главный театр страны обрастает новыми конструкциями и помещениями

Главный театр страны обрастает новыми конструкциями и помещениями
Историческое здание Большого театра понемногу возвращается из небытия. Юрий Лужков говорит, что недалек тот день, когда столичные власти совместно с Минкультом смогут объявить о досрочном завершении всех строительных и реставрационных работ на главной сценической площадке страны.  

На прошлой неделе с главного фасада ГАБТ сняли ограждение, в течение нескольких лет надежно скрывавшее исторические стены от взглядов горожан. Мы уж и забыли, как он выглядит, — массивные колонны, светлый портик, украшенный сложным барельефом. В процессе реставрации исчез с фасада советский герб. На его месте установили 5-метровый герб России образца 1856 года. Закрытой на сегодняшний день остается лишь квадрига Аполлона скульптора Клодта. Ее не успеют полностью восстановить в ближайшее время: чтобы не портить впечатления, Юрий Лужков распорядился к 9 мая поместить скульптуру в светлый короб, на поверхности которого художники должны нарисовать максимально достоверное изображение колесницы.  

Площадь перед театром ко Дню Победы полностью очистят от строительной техники и частично от бытовых городков: строители уже начали переезжать на противоположную сторону стройплощадки. С северной стороны здания работы будут продолжаться еще как минимум год, поскольку именно здесь сосредоточена основная масса сценического оборудования. Из 13 помещений, которые строители должны передать под монтаж немецкой компании “Бош Рексрот”, пока передано только пять. На этой неделе немцы начинают работать в трюм-сцене, в середине апреля планируют заняться оркестровой ямой. Главная функция подземной части здания — механизированная подача декораций, подъем их на сцену, сложные технические механизмы поднятия, опускания и поворота сцены. Пока идет монтаж оборудования, специалисты Большого театра берут уроки у немцев. По словам гендиректора ГАБТ Анатолия Иксанова, в театре создано специальное подразделение, которое в перспективе будет эксплуатировать сложнейшую технику: уже сейчас его сотрудники обучаются работе на пульте управления. “Есть резервный пульт, и на нем мы тренируемся”, — уточнил Иксанов.  

На прошлой неделе дирекция ГАБТ смогла оценить, как будут выглядеть артистические уборные: групповая, комната солиста вокала и уборная для кордебалета. Специально для комиссии строители оформили необходимой мебелью, светильниками и сантехническим оборудованием три “пилотных” помещения для артистов труппы. “В целом проект одобрен. Однако в ближайшее время мы дополнительно покажем уборные специалистам театра. Например, оценку того, насколько правильно освещено помещение, может дать только профессиональный гример”, — говорит руководитель ФГУ “Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации” Алексей Супрунов. После окончательного утверждения проектных решений и интерьеров “пилотные” помещения будут использоваться в качестве типовых для дальнейшего создания артистических уборных.  

По словам г-на Супрунова, из парадных залов ГАБТ к 9 мая будут готовы пять: помимо уже отреставрированного Хорового зала это Бетховенский, Круглый, а также Белое фойе и Главный вестибюль. К середине апреля реставраторы планируют полностью завершить чистовую отделку этих помещений и работы по воссозданию полов. К 1 мая в Главном вестибюле будет полностью восстановлено парадное освещение — светильники и люстры уже вернулись из реставрационных мастерских. Нерешенным остается вопрос: что делать со стенами. Исторически они были покрыты штофом (старинная декоративная ткань), который в свое время сняли, и сейчас на его месте обычная кирпичная кладка. “Нужно решать вопрос по промежуточной отделке к 9 мая. По всей видимости, стены придется красить, осталось понять — в какой цвет”, — говорят реставраторы.  

Головная боль “Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации” — отделка главного зрительного зала театра, где начались работы по воссозданию позолоты лепных элементов интерьера. Из всех технологий золочения в ГАБТ необходимо использовать самую трудную — полиментную. По словам специалистов, она отличается большим объемом и сложностью работ. “У итальянцев золотое покрытие в результате получается рваное, а у нас цельный лист”, — поясняют реставраторы. Мастеров, владеющих техникой полиментного золочения, в России кот наплакал, и все, кто есть, уже приглашены в Большой театр. Из Москвы, Подмосковья, Рязани и Санкт-Петербурга набралось в общей сложности 100 человек. Необходимо еще как минимум 50, в противном случае воссоздание позолоты не удастся завершить в намеченные сроки — к марту 2011 года. Юрий Лужков на последнем совещании в ГАБТ пообещал решить этот вопрос, обратившись к лидерам стран, где сохранились школы полиментщиков. “Давайте известные вам фамилии мастеров, их местонахождение. Я готов, если нужно, позвонить Януковичу и Лукашенко. Уверен, что они нам не откажут”, — заявил столичный градоначальник.  

Из нерешенных вопросов реконструкции Большого театра в повестке дня остается оснащение подземной сценической площадки и реставрация соседнего Дома Хомякова. Мэр Москвы сообщил, что проектное решение, позволяющее использовать подземное пространство в двух режимах: в качестве парадного фойе и репетиционного зала, понравилось президенту Дмитрию Медведеву. Теперь необходимо решить, кто построит и установит в ГАБТ необходимое техническое оборудование. Столичные власти рассчитывают поручить эту работу российским производителям — ведь приспособления, позволяющие трансформировать сценическое пространство, уже успешно используется в некоторых театрах страны. Что касается Дома Хомякова, то, по мнению Юрия Лужкова, необходимо в ближайшее время привести в порядок фасады исторического здания: “А дальше уже можно думать, что мы хотим получить внутри, и заниматься реставрацией, не вызывая лишних вопросов”, — заявил мэр. Он также утвердил оформление аварийных выходов из подземного пространства ГАБТ: их замаскируют под стеклянные павильоны, напоминающие автобусные остановки. “Конечно, нам могут задать вопрос: какой идиот поставил автобусную остановку рядом с портиком Большого театра? Но иного выхода нет: без запасных выходов в этом проекте обойтись никак нельзя”, — подчеркивает представитель Москомархитектуры. Он обещает, что конструкция павильона будет максимально легкой и прозрачной, чтобы не испортить величественной архитектуры исторического здания театра.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру