Самодур и сама дура

Как выжить в семейной войне с домашним тираном?

Как выжить в семейной войне с домашним тираном?
Стокгольмский синдром — это когда жертвы террористов, не имея возможности освободиться, начинают содействовать своим захватчикам, подсознательно понимая: только подчинение может спасти им жизнь. И чем дольше заложник находится бок о бок с террористом, тем сильнее формируется в нем эмоциональная привязанность к своему потенциальному палачу и даже благодарность ему — мог убить, но не убил.  

В повседневной жизни подобное тоже случается нередко: жертвы домашнего террора оправдывают своих мучителей и испытывают к ним нежные чувства. Почему это происходит?

Пиночет в пижаме

Каждый “домомучитель” в домашних тапочках — это миниатюрный портрет диктатора вселенского размаха. Та же тоталитарная личность, пытающаяся полностью взять под контроль — только не государство и народ, а вас лично.  

Понятно, что с тиранами, распускающими руки, нужно расставаться раз и навсегда. Человек, единожды поднявший руку на близкого, сделает это еще не раз.  

Сложнее с тиранами психологическими. Жертвы страдают, но защищают их и искренне любят. Специалисты называют это “виктимным поведением”: оно свойственно людям с психологией жертвы и не только позволяет тиранам издеваться, но и провоцирует их.  

Специалисты утверждают: все тираны — личности глубоко закомплексованные. Их задача — психологически выбить у противника (коим в нашем случае является их ближайший партнер) почву из-под ног. Ибо уверенного в себе человека тиран одолеть не в состоянии. Тиран вообще существо слабое и за счет собственных достоинств вознестись над партнером не может. И не возноситься не может тоже — эту потребность ему диктует его тиранический тип личности. Поэтому мучить домашнюю жертву — жизненная необходимость тирана.  

Внимание! Домашними тиранами вопреки расхожему мнению бывают как мужчины, так и женщины. В зависимости от того, какие приемы они используют, психологи выделяют 4 основных типа. Разобраться с ними нам помог семейный психолог Денис Токарь.

Тиран-громовержец

Портрет: хрестоматийный деспот, пускающий в ход неприкрытую агрессию и хамство. Поводом служит что угодно, достаточно просто дурного расположения духа, он всячески провоцируют свою жертву на бурный скандал.  

Из практики психолога: Алексей Петрович живет со своей супругой Натальей Михайловной уже более 30 лет. Несколько раз он решал развестись, но все же брал себя в руки, чтобы сохранить семью. Наталья Михайловна — крупная женщина весьма крутого нрава. Пару раз в неделю она устраивает скандалы с битьем тарелок о голову мужа — по бытовым пустякам. Алексей Петрович привык подробно отчитываться перед грозной супругой, исправно отвечая на вопросы: “где тебя черти носили?” или “какого хрена ты опять бездельничаешь?”. Хотя сама Наталья Михайловна уже много лет не работает, муж один содержит ее и взрослых детей. Несмотря на покорность супруга, жена всегда находит подходящий повод для очередного скандала. Во время скандалов Алексей Петрович отмалчивается. Психологу он признается, что по молодости жена орала на него даже в постели, если, по ее мнению, он ненадлежащим образом исполнял свой супружеский долг.  

Но он оправдывает супругу-мегеру: “Ее нельзя нервировать, она очень возбудимая — приходится немного потерпеть. Она сама переживает, что раскричалась, и потом старается загладить свою вину”.  

Откуда взялся громовержец? Обычно свои навыки тираны этого типа приобретают еще в детстве. Если мама и папа обделяют своим вниманием малыша, он вынужден пускаться на хитрости. Постоянно слыша “мне некогда!” и “отстань!”, маленький человек интуитивно начинает провоцировать конфликты с родителями. Ребенок понимает: если он перевернет за столом тарелку, родители среагируют. И впрямь, мама с папой срываются и выходят из себя, а ребенок, наоборот, успокаивается — он получил свою порцию внимания.

Тиран-соперник

Портрет: это куда более изощренный тиран, чем громовержец. Сопернику нужен полный контроль не только над действиями жертвы, но и над ее самооценкой. Его коронное: “Что ты о себе возомнил?”. Он превращает вашу жизнь в бесконечное соревнование, в котором всегда побеждает только он. Если ему кажется, что вы его в чем-то обскакали, он, не задумываясь, поставит вам подножку — психологическую. Это чрезвычайно амбициозный, тщеславный человек, что нередко делает его успешным в карьере. Но, чтобы преуспевать в обществе, он должен самоутверждаться за счет близкого человека.  

Из практики психолога: Олег женился на Ольге, когда она только начинала карьеру в компании, где он был менеджером. И Ольгино продвижение в бизнес-иерархии сразу прекратилось. Нет, муж не чинил ей административных препятствий, просто планомерно настраивал жену на провал: “Ну куда тебе с твоей внешностью на международную выставку? У тебя совершенно нет ни вкуса, ни стиля! Послушай меня, все-таки у меня больше опыта”. “Нет, с твоим уровнем ты на этом семинаре опозоришься, лучше сразу откажись!”. “Сиди дома, зачем тебе карьера? Ты же двух слов связать не можешь!”  

И он добился своего: Ольга стала домохозяйкой. Теперь она живет исключительно жизнью Олега. А он продолжает травить ее, уже на другую тему: “Тебе не идет разговаривать на серьезные темы, девочка моя! Лучше вон перепиши из журнала новый кулинарный рецепт...”. Ольга призналась психологу, что даже в постели Олег умудряется ее унижать: “Что-то ты меня в последнее время не возбуждаешь, зайка! Какая-то ты стала несексуальная. А вот у нас в офисе появилась новая сотрудница — ну такая красотка! Уж я бы ее…”  

Откуда взялся соперник? Не случайно американские педагоги обозначают “несоревновательную атмосферу” как основное достоинство детского учебного заведения. Детские психологи в США уверены: обстановка, в которой инициируется борьба за первенство, пагубно влияет на психику подрастающего поколения. Наши же педагоги долго и упорно придерживались обратного мнения, полагая, что стимуляция у ребенка стремления быть первым воспитывает в нем упорство и волю к победе.

Тиран-паникер

Портрет: это самодур, превращающий ваше существование в вечный бардак, в котором вас же и обвиняет. Паникер меняет собственные планы и приказы по 10 раз на дню, а потом упрекает вас в неорганизованности, тупости и нерасторопности.  

Из практики психолога: “Каждый наш поход в гости, отъезд на дачу или уборку в квартире Катя способна превратить в настоящую катастрофу, — признается Денис. — Она меня все время тормошит, торопит и тут же сама тормозит процесс”. Непосредственно перед уходом в гости жена Дениса Катя вдруг начинает искать потерянные год назад сережки и обвинять в их пропаже супруга. В последний момент перед отъездом в отпуск она вдруг заявляет, что никуда не поедет, потому что ей не в чем ходить на курорте, неожиданно бросает сборы и начинает причитать: “Ни разу в жизни ты не купил мне приличного платья! Я буду хуже всех!”. В самую последнюю секунду, когда Денис уже на грани срыва, Катя заявляет: “Ну ладно, поехали. А почему ты до сих пор не готов, копуша?”  

Зато потом, когда Денис приходит в гости весь на нервах или издерганный приезжает на отдых, его супруга светится спокойствием и только посмеивается: “Ну что ты такой нервный?”  

Откуда взялся паникер? Он вырос из того ребенка, которого в детстве тиранили таким же образом: давали задания из серии “поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что”, сбивали с толку, а потом упрекали в тупости и несообразительности. Возможно, это делали родители будущего тирана, а может быть, ему не повезло с учителями в школе.

Тиран-страдалец

Портрет: это изощренный манипулятор состраданием ближнего, искусный паразит на самых добрых чувствах своего партнера. Действует не криком, не обидными сравнениями, а нытьем, причем ноет он постоянно. Это волк в овечьей шкуре — деспот, прикидывающийся жертвой. Тиран-страдалец вечно нуждается в нашей помощи, активном участии и сочувствии. Страдальцы обладают одним неоспоримым талантом — они умеют внушить жертве “комплекс вины”, благодаря которому она становится послушной марионеткой в их руках.  

Из практики психолога: “Андрею постоянно требуется моя помощь, — делится с психологом его жена Марина, — то у него спина болит, и я полночи делаю ему массаж, чтобы он мог уснуть. То под утро он будит меня и просит сварить ему геркулесовой каши, а то “что-то желудок прихватило”. Муж требует внимания больше, чем грудной ребенок!”.  

Однако, когда Андрею хочется затусоваться куда-нибудь на всю ночь с друзьями, его репертуар в корне меняется: “Ты меня совершенно не понимаешь! Я работаю на дому, всегда один, пока ты у себя в офисе с интересными людьми общаешься. Ты черствая и бездушная!”  

При этом Андрей — свободный художник, а Марине с утра на работу, и главным кормильцем семьи является именно она. Но жена легко находит оправдания для своего страдальца: “Он не виноват, что его картины плохо продаются. Он тонкий, ранимый и более чувствительный, чем все остальные. У него душа болит — за все вокруг...”  

Откуда взялся страдалец? Так же, как и в случае с другими подвидами, стиль манипулирования этого тирана зародился еще в детстве. Осознав, какие выгоды дарит болезнь (и контрольной можно избежать, и дома окружен повышенным вниманием), ребенок берет на вооружение такой способ ухода от проблем и достижения целей. А также понимает: прикинувшись несчастным, нуждающимся в чужом совете и участии, можно легко переложить ответственность на других.

Айкидо с тираном

Что же заставляет людей добровольно наступать на горло собственной песне, покорно лишаться своего “я” и становиться безвольной куклой в руках недоброго кукловода? “Причина виктимности всегда зависимость, — полагает Денис Токарь. — А материальная она или моральная — по сути, не важно”.  

Например, женщины часто терпят бытовой садизм по бытовым же соображениям: неразменная жилплощадь, маленький ребенок, отсутствие собственного дохода. Плюс тривиальная женская боязнь одиночества: “Уж лучше такой, чем никакой”.  

Но бывает и чисто моральная зависимость. Жертва, как правило, личность внушаемая. И ее легко убедить, что без своего мучителя она обходиться не может, — что тиран и делает. Зачастую жертвы подсаживаются на терзания и оскорбления, как на иглу. И постепенно начинают считать их нормальной семейной обстановкой.  

“Если вы отдаете себе отчет в том, что являетесь жертвой психологического террора, но по разным причинам пока не хотите свергать диктатора, то есть расставаться с ним, попробуйте приемы амортизации”, — рекомендует Денис Токарь. Это что-то вроде бархатной революции. Но, чтобы ее совершить, потребуется недюжинная выдержка и мудрость. Амортизация — это психологическая защита типа айкидо. Основанная на быстрых и точных реакциях, она позволяет своевременно и безболезненно отражать удар соперника — так, чтобы он не успел вас ранить.  

Прием против громовержца. В очередной раз столкнувшись с его хамством, напомните себе: его выпады продиктованы не вашей, а его неполноценностью. Отнеситесь к нему спокойно и иронично, как к больному. Проговорите про себя закон Мерфи, который гласит: “Никогда не спорьте с дураком — люди могут не заметить разницы между вами”.  

Пример:
Удар громовержца: Опять ты задержался на работе! И что ты лыбишься, это не смешно!
Правильный ответ: Не смешно.

В психологии это также называется “отзеркаливанием”. Вы отвечаете оппоненту частью его же фразы, призванной деморализовать вас. Ваше соглашательство собьет громовержца с его отлаженной схемы и поставит в тупик.  

Прием против соперника. Помните, что, среагировав на провокации тирана-соперника и вступив с ним в соревнование, вы даете ему возможность самоутвердиться за ваш счет. Поэтому не пытайтесь доказать сопернику, что вы не так уж плохи, как он вас малюет. Реагируйте на “задирания” с юмором, добровольно уступайте сопернику и хвалите его — это обезоружит агрессора.  

Пример:
Удар уничижителя: Ты выглядишь старухой, а вот мне все дают не больше 30.
Правильный ответ: Да, милый, ты действительно отлично сохранился. Я горжусь тобой!

Прием против паникера. Не пытайтесь честно выполнить все указания, которые ежесекундно дает вам тиран — любитель хаоса. Прислушайтесь: его распоряжения противоречат друг другу и только осложняют процесс. Четко отдавайте себе отчет, что вы в этот момент делаете и какая у вас конечная цель — и не сбивайтесь с собственного алгоритма действий.  

Пример:
Удар паникера: Нам никогда не закончить этот ремонт! Раз тебе доверили заказывать сантехнику, она точно не придет никогда! Все, я переезжаю с детьми к маме!
Правильный ответ: Отлично, дорогая, перебирайся к маме. Не волнуйся, к твоему возвращению ремонт будет закончен.

Предложение обойтись без его участия и без суеты никак не устраивает паникера. Ему необходимо быть в самом центре хаоса и выглядеть оттуда единственным трезвым и разумным руководителем.  

Прием против страдальца. Необходимо научиться говорить ему твердое “нет!”. Выберите оптимальную дистанцию в отношениях и придерживайтесь ее, несмотря ни на что. Не вдавайтесь в подробности его недомоганий, не вникайте детально в каждую жалобу и не пытайтесь непременно помочь ему.  

Пример:  
Удар страдальца: Послушай, какую интригу опять организовали против меня на работе! В который раз!
Правильный ответ: Милая, если коллеги мешают тебе работать, не стесняйся и сообщи об этом руководству.

Не вовлекайтесь, не уподобляйтесь и не оправдывайтесь — вот главная заповедь, работающая по отношению ко всем видам тиранов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру