Новые станции метро делают под классиков

В московской подземке появятся итальянские мозаики и Михайло Васильевич

06.04.2010 в 19:04, просмотров: 4901
Новые станции метро делают под классиков
Пыль на станциях стоит столбом. Рабочим за вредность дают молоко, а респираторы они сняли только ради фото для “МК”.
Две новые станции метро — “Достоевская” и “Марьина Роща” — откроются в мае, к 75-летнему юбилею московской подземки. А на станции “Университет” в следующем году, возможно, появится бронзовый Михайло Ломоносов — за рабочим бюро на фоне родных Холмогор. Об этом корреспонденты “МК” первыми узнали от руководства метрополитена в ходе объезда строящегося участка.

…Отправляемся на открытом мотовозе от станции метро “Трубная” на север. Нам предстоит с ветерком преодолеть 3,5 км — именно такова длина строящегося перегона Люблинской линии. Примерно 1,75 км от “Трубной” до “Достоевской” и столько же — от “Достоевской” до “Марьиной Рощи”. По дороге начальник московского метро Дмитрий Гаев рассказывает, что уже в мае по этому участку пройдет пробный электропоезд, а потом станции откроются для пассажиров.  

Мотовоз едет медленно и гудит отчаянно, чтобы не задеть работающих на путях метростроевцев. Несколько минут — и мы на станции “Достоевская” (после открытия из нее будет выход на Суворовскую площадь и на обе стороны Селезневской улицы). Станция почти построена, остались отделочные работы. Правда, весьма сложные: “Достоевскую” украсят традиционной флорентийской мозаикой, набранной из мрамора без шва. Тема, как несложно догадаться, — жизнь Федора Михайловича Достоевского и его творения. На торце будет огромный портрет классика, на двух пилонах — сцены из четырех знаменитых романов (“Идиот”, “Преступление и наказание”, “Бесы” и “Братья Карамазовы”). Монтаж композиций начнется в конце этой недели.  

В отдаленной перспективе на станции “Достоевская” может появиться переход на Кольцевую линию. Для этого нужно будет построить пересадочную станцию — ее условное название “Суворовская”.  

— Она есть в генеральной схеме развития метро, но появится очень нескоро, — говорит Дмитрий Гаев. — Считайте: строительство на действующей линии занимает около 10 лет, и начнется оно после 2014 года.  

Едем дальше, на “Марьину Рощу”. Местные жители ждали эту станцию почти 20 лет — только-только начав строиться, в начале 1990-х годов она была законсервирована. Зато в ХХI веке на ней опробованы самые передовые технологии.  

— Впервые в мире на этой станции мы применили канадский горнопроходческий комплекс наклонного хода, — рассказывает генеральный директор “Мосметростроя” Геннадий Штерн. — Он замораживает плывуны и сам прокладывает тюбинги. Благодаря этому мы за два месяца прошли 105 метров (такова длина будущих эскалаторов от платформы до поверхности). Сравните: такое же расстояние на “Достоевской” старыми щитами прошли за полтора года.  

На путевой стене “Марьиной Рощи” выложена римская мозаика с названием станции. Пока — одна из шести.  

— Москвичи избалованы хорошей подземной архитектурой. И они ждут, что каждая новая станция будет лучше предыдущей. Так, собственно, и получается, — уверен главный архитектор “Метрогипротранса” Николай Шумаков. — Все мозаики — а их по три на каждой путевой стене — это виды Марьиной Рощи XVIII, XIX и начала XX в. Мы намеренно так делаем, чтобы оставить историческую память хотя бы под землей. Памятников архитектуры в этом районе, к сожалению, было мало, только церкви. В основном Марьина Роща славилась зелеными кущами, лугами, прудами и речками — это и есть основные композиции путевых стен.  

В мае откроется только один вестибюль станции “Марьина Роща”: у кинотеатра “Гавана”, с выходом на Сущевский Вал и на обе стороны Шереметьевской улицы. Второй выход — к театру “Сатирикон” и 4-му проезду Марьиной Рощи — метростроевцы планируют построить через год.  

— Открытие “Марьиной Рощи” важно само по себе, поскольку район на пересечении Шереметьевской улицы и Сущевского Вала сейчас отрезан от скоростных видов транспорта. Кроме того, мы даем старт Люблинско-Дмитровской линии метро в направлении “Петровско-Разумовской” и Лихобор. Нужно разрубить транспортный узел на пересечении Бескудниковского бульвара с Дмитровским шоссе, а потом и на развилке Дмитровского и Коровинского шоссе, — говорит Дмитрий Гаев.  

Теперь несколько слов о Ломоносове, 300-летие которого выпадает на 2011 год. Инициативная группа архангельцев и холмогорцев, живущих в Москве, к юбилею земляка решила сделать ему и себе приятное. Например, расставить в городе знаковые вещи. Естественно, первым делом выбор пал на станцию метро “Университет”, рядом с которой находится МГУ имени Ломоносова.  

— На станции “Университет” есть глухой торец, который так и просится, чтобы его облагородили, — рассказал “МК” Николай Шумаков. — Члены инициативной группы предлагают украсить его видом Холмогор, основными вехами жизни ученого и, разумеется, скульптурой Ломоносова.  

Кстати, Дмитрию Гаеву скульптура Ломоносова в окружении физических приборов не очень понравилась. Начальник подземки предложил окружить ученого его изобретениями. Что из этого получится в результате — точно неизвестно. Скоро увидим — ждать осталось недолго.