На современном искусстве поставили крест

Организаторам скандальной выставки суд вынес обвинительный приговор

— Полторы тысячи тараканов сидят наверху, и все они у нас в головах! — кричит художник из арт-группы “Война”, пока его вяжет милиция у дверей Таганского районного суда. Только что этот “богохульник”, как его окрестили бородатые дядьки с крестами из радикальных православных союзов, рассыпал на ступеньках в здании суда огромных американских тараканов. Совсем немного не донес до зала на третьем этаже, где решали, наказывать или миловать организаторов выставки “Запретное искусство-2006”. “МК” наблюдал за оглашением приговора, который стал прецедентом в отношениях искусства, церкви и закона.
Организаторам скандальной выставки суд вынес обвинительный приговор

Еще час до оглашения приговора, а у Таганского суда уже жарко. Не только потому, что температура за 30, градус накалили соратники и противники обвиняемых. Перед входом кучка длиннобородых мужчин в черных спецовках, банданах-повязках с православными крестами и самими деревянными символами веры. Они уверены, что выставка “Запретное искусство-2006”, которая в 2007 году открылась в музее им. Сахарова, — оскорбление верующих.


— Как можно изображать кровь Христа, нашу величайшую святыню, в виде пепси? Хула на святого духа, так это у нас называется, не прощается, — говорит глава Союза православных хоругвеносцев, председатель Союза православного братства Леонид Симонович-Никшич. — В Средние века за такое сжигали. Это не искусство, а кощунство! Над мусульманством почему-то у нас боятся издеваться…


Пока он говорит эти слова, двери суда распахиваются, и милиция выводит молодого парня, который яростно сопротивляется и кричит. Это он только что рассыпал в здании суда здоровых, откормленных тараканов.


— Они одержимы бесом! — кричат вслед уводимому художнику защитники православия.


— Тысяча как один станут за православие! — кричит Владимир Сергеев, председатель организации “Народная защита”. Той самой организации, которая обвинила Ерофеева, Самодурова и других участников злосчастной выставки в надругательстве над православными святыми. Только в 2010 году к делу присоединили обвинения от самой православной церкви. Тогда дело, которое, казалось, за три года зашло в тупик, неожиданно, со скоростью поезда-экспресса, помчалось к финишу. Все последние месяцы художественная общественность ждала этого часа.


Художники уверены, что обвинительный приговор равносилен признанию в России цензуры. Многие, кто поддерживает Ерофеева и Самодурова, пришли к зданию суда с красными и желтыми цветами и с Конституцией под мышкой. Если не считать креативной выходки группы “Война”, люди искусства вели себя спокойно. Зато защитники православия считали своим долгом заявить каждому журналисту, что таких людей, как Ерофеев и Самодуров, нужно “просто высылать из России”.


На днях министр культуры РФ Александр Авдеев выступил против обвинительного приговора подсудимым. А в выходные в центре Москвы прошел митинг в защиту “Запретного искусства”. Но, похоже, Ерофееву и Самодурову это не помогло. В душном маленьком зале суда (пять на восемь метров) набилось больше сотни человек, заинтересованных в исходе дела, среди них и брат Андрея Ерофеева, известный писатель Виктор Ерофеев, а также художественный руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов. Судья Светлана Александрова читает дело от корки до корки. Но уже по первым словам судьи видно, что подсудимым несдобровать. За первые полтора часа оглашения дела и его деталей (в том числе всех показаний свидетелей) постоянно звучало: “оскорбили чувства православных”, “публичное выражение к православному христианству негативного отношения, особенно к религиозной символике”, “уничижение человеческого достоинства”, — это она о произведениях, представленных на выставке. Так, художник Тер-Оганян посадил Христа на трон, вырезал священный лик и вставил туда свое лицо. Или есть работа, где матерные слова соседствуют с цитатами из молитвы. Но Ерофеев и Самодуров не раз говорили о том, что все эти метафоры — только для того, чтобы поговорить о состоянии нашего общества, советском прошлом и демократическом будущем.


В три часа в жарком зале дело прочитано, и вот они — долгожданные слова. Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров “признаются виновными”. Но следующая фраза дала художественной общественности надежду и ввела в бешенство защитников православия. Итак: в качестве наказания только штраф! Юрий Самодуров должен выплатить 200 тысяч рублей, а Андрей Ерофеев — 150 тысяч. Суд принял во внимание, что у Андрея Ерофеева есть трое детей и он ни разу не был судим. У Юрия Самодурова другая ситуация: по поводу выставки “Осторожно, религия!” уже было судебное разбирательство, но дело закрыто. Так что фактически он тоже не имел судимостей. Словом, организаторов “Запретного искусства” признали виновными, но выпустили на свободу. Судья Светлана Александрова сказала, что верит в то, что они исправятся. Однако как только Юрий Самодуров вышел из здания суда, он сказал: “В большинстве коллекций современного искусства, в том числе в Третьяковской галерее, хранятся работы, где использована религиозная символика. Что делать людям, связанным с таким искусством?” Самодуров заявил, что решение суда обязательно будет обжаловано, и он не опроверг тот факт, что больше не будет участвовать в подобных выставках. “В нашем государстве есть религиозное и нерелигиозное сознание”, — сказал он. Андрей Ерофеев полностью поддерживает своего соседа по скамье подсудимых: “Из российского искусства пропадает юмор. Это решение суда — шаг в нехорошем направлении для всех нас. Власть хотела, но не смогла найти аргументы, чтобы осудить нас”.


Всё это недавние подсудимые говорили под грохот и гул толпы. “Позор!” — кричали с одной стороны. “Ура!” — с другой. Одни осыпали Ерофеева и Самодурова цветами. Другие были готовы лезть в драку и закидать их помидорами, если бы захватили их с собой. Трехлетний процесс подошел к концу. Но история противостояния религиозного и нерелигиозного искусства, похоже, продолжается.
 

СПРАВКА "МК"


Бывшего директора музея им. Сахарова Юрия Самодурова и бывшего начальника отдела новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева обвиняли в возбуждении ненависти и вражды и в унижении человеческого достоинства с использованием своего служебного положения (пункт “б” части 2 статьи 282 УК РФ). Эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.


ГДЕ ДОСТАЛИ “ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ”?


Комментарий ведущего научного сотрудника Московского дома бабочек Василия ЗАХАРЧЕНКО:


— Американские тараканы обычно достигают 5—6 см (эти были 2 см) в длину и 1-1,5 см в диаметре. Это самые быстрые тараканы в мире, они запросто могут преодолеть расстояние в несколько метров за секунду. Кроме того, невероятно прожорливы — едят все, включая бумагу и мыло. К счастью, никакой опасности для людей даже в столь многочисленном виде они не представляют. Судя по всему, такое количество могло быть выращено только на корм для животных, а значит, они росли в стерильных условиях и не являются переносчиками каких-нибудь болезней. Эти насекомые достаточно дорогие — на птичьем рынке, например, 25 штук стоят 200 рублей. Кстати, в Москве есть только один заводчик, который занимается разведением американских тараканов. Скорее всего, ребята обратились именно к нему.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру