Учителей разжаловали в бомжи

Педагогов села Лебедевка выселяют из единственного дома при школе

До недавнего времени для четверых педагогов из села Лебедевка Новосибирской области школа действительно была домом. Причем не вторым, а первым: последние пятнадцать лет четыре учительские семьи жили в здании родной альма-матер. В 1997 году их всех вселили в корпус начальной школы, часть которого была переоборудована под квартиры. Педагогов заверили: “Пока работаете, жилье останется за вами”. А в прошлом году прокуратура решила, что учителя незаконно поселились на территории школы. Суд предписал выселить учителей, правда, с предоставлением нового помещения. Вот только ни денег, ни свободного жилья у администрации района нет. “Еще немного — и мы станем бомжами! — чуть не плачут проработавшие в школе четверть века учителя. — Нашего завхоза уже выселили. А дело учительницы географии сейчас находится на кассации”. Корреспондент “МК” попытался разобраться в этой запутанной ситуации.
Педагогов села Лебедевка выселяют из единственного дома при школе
автор фото: Наталья Мущинкина

— Я не знаю, куда мне с 11-летней дочуркой идти. Ведь собственного жилья у меня нет, — переживает 35-летняя учительница географии Марьяна Алексеева. — Мы сейчас живем как на пороховой бочке. Уже год ждем решения нашей дальнейшей судьбы.


Эта история началась в 1997 году. Тогда школа в селе Лебедевка отчаянно нуждалась в педагогах. А самый надежный способ привлечь их в сельскую местность — это предоставить квартиры. Под “апартаменты” в срочном порядке решили переоборудовать часть здания нынешней начальной школы, а в те времена — интерната для ребятишек из отдаленных деревень. Получились четыре просторные квартиры — каждая с отдельным входом, кухней и санузлом. Соблазненные обещанием служебного жилья, со всех районов Новосибирской области в Лебедевскую школу начали стекаться сотрудники: учитель труда вместе с женой — преподавателем математики. Учительница биологии, завхоз… Все с семьями.


Одной из последних в пришкольные “нумера” въехала учительница географии Марьяна Алексеева.


— Я сама закончила эту школу, а потом поступила в Новосибирский пединститут на специальность “учитель географии и биологии”. Когда я отучилась два с половиной года, меня пригласили работать в родную школу. “Будешь работать в своей же школе, жить неподалеку в только что отстроенной квартире. Разве не об этом мечтает молодой специалист?” — те слова директора школы Марьяна Владимировна вспоминает до сих пор.


Учительница признается: тогда именно обещание служебного жилья повлияло на ее решение вернуться в качестве педагога в родное село.


— Я даже перевелась на заочный с потерей одной специальности. Теперь я просто учитель географии. Из-за этого у меня не хватает часов, что серьезно отражается на зарплате, — объясняет Марьяна Владимировна. — Но тогда мне это казалось пустяком: главное, что собственный угол появился.


Как вспоминают педагоги, 15 лет назад те квартиры заселялись решением профсоюзного комитета школы. Причем новоселам тогда не выдали даже ордера на вселение. Но учителей это не смутило: жилье-то классифицировалось как служебное. Пока работаешь — живи! И только на суде выяснилось, что их квартиры по документам являются нежилыми помещениями.


— Откуда мы могли знать, что власти не перевели эти квартиры в жилой фонд? Тем более нас сюда прописали. А требовать какие-либо бумаги мы не стали: понимали, что это служебное жилье. Поэтому никто из нас даже на очередь не вставал. Зачем? Ведь о смене места работы мы не задумывались, — горюет теперь Марьяна Алексеева. — Получается, что власти тогда недоделали, а нас теперь выставляют крайними.


Мать-одиночку отправили на болото


В течение 15 лет педагоги, насколько позволяли зарабатываемые гроши, обустраивали свои квартиры, исправно оплачивали коммунальные услуги. А перед началом прошлого учебного года в школу нагрянула пожарная инспекция. Тогда-то педагогам и объяснили, что по новым нормам жить через стену от классов, в которых учатся дети, они не имеют права. Милости просим на выход!


— 5 января нам принесли повестки в суд. Истец — прокуратура в интересах администрации Искитимского района. Суть иска — признать наше вселение и прописку незаконной, а также договор с коммунальщиками недействительным, — объясняет “МК” Марьяна Владимировна.


28 июня было итоговое заседание. Суд постановил выселить Марьяну Алексееву и ее 11-летнюю дочь с предоставлением другого жилья. Вот только куда надлежит перекочевать матери-одиночке, в решении не указано.


— Я было обрадовалась даже этому, но прокуратура подала кассационную жалобу с формулировкой, что судья вышла за пределы своих полномочий. Получается, что нам не нужно было ничего предоставлять? — недоумевает женщина.


В ожидании нового витка судебных прений учительница географии сидит на валерьянке и валокордине. Да потихоньку пакует вещи. Хотя куда им с дочерью податься, она пока что не понимает.


— Для нашей семьи остается только съемное жилье, но здесь оно очень дорогое. При зарплате в пять тысяч рублей за квартиру придется отдавать семь, — говорит учительница. — Конечно, у меня есть квартира у матери: малогабаритная, однокомнатная. Но неужели я 15 лет отдала школе, придя туда молодым специалистом, чтобы в 35 сесть на шею престарелой матери? А администрация будто и не хочет войти в наше положение. Хотя сперва они предлагали варианты: хотели поставить огнеупорную перегородку, отделяющую наши квартиры от классов. Но на это якобы не согласились пожарные. Потом предложили нам землю где-то на болоте. Но на какие деньги я буду строиться, если мне, с малолетним ребенком и зарплатой учителя, даже кредит больше 20 тысяч не дают?


Идите вы! К родителям


Учительница химии и завуч по учебной работе Надежда Кривенко в душе пока еще надеется, что какой-нибудь угол после выселения им с мужем все же предоставят. Вот только на суде из уст сотрудника администрации района она слышала обратное.


— На одном из предварительных заседаний юрист из администрации сказал, что они будут обжаловать решение суда, — вспоминает Надежда Анатольевна. — Как мы поняли, они будут требовать выселение без предоставления жилья. Им все равно, куда мы пойдем.


Пятнадцать лет назад, узнав о том, что школе нужен химик, она с детьми, не задумываясь, покинула свой дом в Кыштовском районе.


— Я переехала при условии, что у нас будет постоянное жилье. “Да кто вас выгонит?” — тогда уверенно заявлял директор школы. Мы поверили. А ведь зная, что это жилье будет временным, вряд ли кто-либо из нас согласился бы на переселение.


Причем учителя в один голос утверждают: никто из них даже не думал приватизировать пришкольные квартиры. Им просто хотелось достойно встретить старость.


— У меня общий педагогический стаж больше 30 лет. Это просто дикость: столько проработать в школе, а потом узнать, что мы никому не нужны. А ведь в юности, связывая себя с этой профессией, мы были уверены, что на селе более уважаемого человека, чем учитель, просто не может быть.


…Супруги Похильченко — учитель труда и учительница математики — за время судебных тяжб за квартиру утратили не только спокойствие, но и здоровье.


— У мужа на нервной почве случился инсульт, — говорит Алевтина Похильченко. — Зимой ему совсем плохо было, а сейчас вроде бы пошел на поправку. Дали третью группу инвалидности и пенсию в шесть тысяч. Но разве на эти деньги можно квартиру снимать? Плюс коммуналка. А еще с нами живет внук, которого мы содержим.


15 лет назад учительский тандем согласился на переезд не только из-за жилья. К тому моменту детям как раз нужно было поступать, а село Лебедевка находится гораздо ближе к Новосибирску, чем их прежнее место жительства.


— На тот момент мы с мужем работали в школе-интернате: я — завучем, он готовился стать директором. Но мы, не задумываясь, сюда переехали. И жилье здесь попросторнее, и к Новосибирску ближе. А теперь и не знаем, дадут ли нам какую квартиру. Ведь мы не раз разговаривали с администрацией. Но там отвечают одно: свободного жилья нет. Мы и Путину писали, но все бесполезно.


Причем Алевтина Николаевна предлагает свой выход из сложившейся ситуации.


— Сейчас в школе учится мало народа. Можно было бы перевести детей из начальной школы, часть корпуса которой мы сейчас занимаем, в основное здание. А это переоформить в жилой фонд и отдать нам. Мы не хотим приватизировать эти квартиры. Но ведь столько лет мы отдали родной школе, неужели теперь справедливо будет оставить нас на старости лет без жилья?


…Семья школьного завхоза Василия Хлоповского, также переехавшего в Лебедевку в 1997 году, уже пакует чемоданы. Суд вынес решение о выселении их из школьного здания без предоставления жилья.


— Сказали: у вас есть своя квартира, вот и идите туда. У родителей жены действительно есть квартира — 27 метров полезной площади. Там живут ее 93-летний отец и 85-летняя мать. Куда же еще мы там всей семьей поместимся? — недоумевает мужчина.


“Я не знаю, кто им обещал постоянное жилье”


Между тем в управлении образования Искитимского района “МК” заверили, что, пока не будет найден хоть один приемлемый вариант, ни одну учительскую семью из школы не выселят.


— Да никто их на улицу не выгонит, об этом даже речи нет, — сказал “МК” замначальника управления образования. — Если суд решит выселить их с предоставлением жилья, значит, администрация района будет изыскивать возможность найти для людей жилплощадь. Хотя свободного жилья в районе нет. Только вторичное. К тому же мы им уже предлагали участки. Но их это не устроило, они отказались. И это их право. Будем искать другой выход.


— А что же делать семье школьного завхоза, которого выселили “без жилья”?


— Насколько я знаю, они подали на кассацию. Все решается согласно букве закона.


— Неужели нельзя оставить эти четыре семьи жить там, где они прописаны? Ведь когда их вселяли в эти квартиры, речь шла о постоянном проживании.


— Во-первых, я не знаю, кто им такое обещал. Это было 15 лет назад. А в прошлом году в связи с пожарами в интернате для престарелых и в “Хромой лошади” требования госпожнадзора изменились. Да, они жили в этих квартирах, обустраивали их. Но с прошлого года нам просто не подписывают приемку школы. У нас на одной чаше весов три жильца, а на другой — школа в 200 человек, которая может остаться без лицензии.


В Искитимской межрайонной прокуратуре “МК” тоже заверили, что они действуют в интересах учителей.


— Да, мы внесли кассационное представление по одному из решений суда. Но мы ни в коем случае не хотим оспаривать факт предоставления жилья. Но в решении обязательно должно быть указано, куда выселяют людей. А здесь нет ни номера дома, ни улицы. Иными словами, переселяйся туда, не знаю куда, — говорит прокурор Геннадий Ситников. — Суд должен запросить у администрации, есть ли у них свободное жилье. И в случае положительного ответа указать адрес этой квартиры в своем решении.


— Но что делать, если район не владеет свободными площадями?


— Пусть администрация изыскивает возможность. Здесь получается правовой вакуум. Вопросов много, а решения нет. Это очень сложная ситуация, но в любом случае мы будем разбираться.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру