Лес попутал

“МК” узнал все об альтернативном маршруте трассы Москва—Петербург

Окончательное решение о прохождении скоростной трассы Москва—Санкт-Петербург в обход Химкинского леса пока не принято. Но в исходе сомневаться не приходится: все настроены на трогательный праздник единения власти, оппозиции и народа. Правда, в этой эйфории пока никто не думает, что строительство автобана может быть отложено на несколько лет. Да и дополнительных денег, которые на него потратят, тоже никто не считал.
“МК” узнал все об альтернативном маршруте трассы Москва—Петербург
Схема А. Графика Ольги Нежельской

В четверг президент Дмитрий Медведев распорядился приостановить реализацию постановления правительства о строительстве участка скоростной магистрали через Химкинский лес. А власти Москвы заявили, что у них есть альтернативный вариант, который практически не затронет лес, — через Молжаниново (см. схему Б). Участок трассы начнется на Бусиновской развязке МКАД (см. схему А). Но если в утвержденном проекте платная дорога Москва—Санкт-Петербург должна была обойти район Молжаниново с севера, то в новом — проходит по его территории. На следующей неделе Юрий Лужков планирует доложить об этом премьер-министру Владимиру Путину.

Схема Б. Графика Ольги Нежельской.


Впрочем, этот вариант — отнюдь не новое изобретение. Как сообщили “МК” в Росавтодоре, несколько лет назад он всерьез рассматривался наряду с двумя другими: через старые Химки (был отвергнут, потому как пришлось бы переселять 30 тысяч человек) и через Химкинский лес (который в итоге утвердили). Шла речь и о варианте прохождения магистрали в тоннеле под Химкинским лесом, но от него сразу отказались: во-первых, дорого; во-вторых, из-за сложной гидрогеологии пришлось бы осушать территорию, что загубило бы лес в буквальном смысле на корню.


Любопытно, что первоначально специалисты делали ставку именно на маршрут прохождения трассы через Молжаниново: проект признавался экологичным и технически привлекательным. Но, по словам источника в ведомстве, “Москва его не согласовала, поскольку строительство затрагивало особо охраняемые природные территории”. На вопрос, как же теперь быть с особо охраняемыми территориями, наш собеседник вчера ответить не смог.


Остается добавить, что, если проект прохождения трассы через Молжаниново утвердят, госказна понесет серьезные убытки. По договору нужно будет возместить французскому концессионеру, который должен был строить злополучную скоростную трассу, все расходы. В копеечку влетит и разработка нового проекта. По словам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, молжаниновский вариант существенно дороже, чем химкинский. Придется выкупать землю у законных собственников, а также выплачивать компенсацию за отселение жителей. Ну а если учесть, что это вкупе с утверждением нового проекта займет несколько месяцев (если не лет), становится ясно: открытие трассы может быть перенесено с 2013 года на неопределенный срок.



Ольга Грекова



Экологический активист Евгения Чирикова рассказала “МК”, что ее устроит вариант прохождения трассы через Молжаниновский район при условии, если он не затронет зеленую зону в микрорайоне Левобережный и проследует в коридоре Октябрьской железной дороги, как ранее и предлагали экологи.


В комиссию по выбору варианта дороги Евгению пока не звали: “Конкретных предложений не поступало. Но я думаю, что наше движение обязательно должно войти в совет по выбору трассы для того, например, чтобы избежать очередной вырубки чего-то, что можно было и не вырубать”. В понедельник утром правозащитники вместе с Greenpeace, WWF и профессионалами из лесного сообщества поедут в Химкинский лес оценивать ущерб. Накануне экологи заявили, что на восстановление деревьев потребуется 80—100 лет.


Возможно, однако, что никакой комиссии и не потребуется, а общественно-экологическую экспертизу власть сведет к экспресс-заседанию: префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь заявил “МК”, что альтернативный проект уже давно существует и даже вписан в Генплан под кодовым названием “проектируемая автомобильная трасса”.


“Об этом мы с Юрием Михайловичем договаривались еще год назад, согласитесь, хорошо, когда в рукаве есть запасной вариант, — уточнил господин Митволь. — Но тогда Лужков мне говорил, что все будет нормально, трассу и через лес без проблем построят”. По словам префекта, “альтернативный вариант не затрагивает ничьих интересов, и никого не придется переселять”, а дорога получается почти прямой и короче на несколько километров. Почему этот проект не был озвучен ранее, во время задержаний экологов и вырубки леса, который теперь придется восстанавливать, — Олег Митволь комментировать не стал, сославшись на отсутствие компетенции.

Алина Фадеева

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру