Экзамен на степень первоклассника

Можно ли обойтись без вступительных испытаний при приеме в школу?

По напряжению сил и накалу страстей вступительная кампания по приему в школу в России не уступает вузовской. Поступить в обычную школу в спальном районе, как правило, несложно: привел ребенка — и всё. А вот в популярные школы, куда стремится попасть большинство, будущие первоклашки сдают настоящие вступительные экзамены. Формально это запрещено. Однако на деле лучшие школы не могут принять всех желающих. Как быть в этом случае, рассуждают чиновники, политики и учителя.

Школы бывают разные: общеобразовательные, специальные (например, с изучением ряда предметов на иностранных языках), гимназии и другие. И в каждом случае правила поступления в первый класс будут своими. В спецшколах и гимназиях программы гораздо сложнее обычных, а выдержать повышенные нагрузки могут не все. Да и предрасположенность к углубленному изучению того или иного предмета надо иметь. Так что, как ни крути, какой-никакой отбор, дескать, необходим.

А вот в общеобразовательных школах никаких вступительных испытаний быть не должно. Это, разъяснила “МК” директор московской школы №1015 Ирина Титова, противоречит закону. Школа обязана взять на свободные места всех, кто изъявил желание, не имеет медицинских противопоказаний и принес полный комплект документов.

Набор прекращается только после заполнения имеющихся мест. Причем сегодня среднестатистическая школа заинтересована в приеме больше, чем родители. С переходом на нормативно-подушевое финансирование по схеме “деньги следуют за учеником” объем выделяемых школе средств напрямую зависит от количества школьников. А потому директора развернули настоящую охоту за учащимися и берут всех.

Однако бывает иначе. Официальных рейтингов средних учебных заведений в отличие от высших у нас нет. Но лучшие школы знают все — сарафанное радио работает ничуть не хуже профессиональных экспертов. Там-то и кипят нешуточные страсти: количество претендентов в несколько раз превышает число вакантных мест, а потому зачисление идет через настоящие вступительные экзамены, подготовка к которым начинается с детского сада. Родители нервничают, дети надрываются, и все равно поступают не все. Отсюда — нервные срывы, жалобы в инстанции, разговоры о коррупции. Плюс проблема тех, кто не имеет возможности записать ребенка в элитный детский сад, готовящий в хорошую школу, или нанять репетитора. Они не только лишаются шанса получить хорошее образование, но по сути дела попадают в категорию людей второго сорта — с детства и безо всякой вины. А отсюда рост социальной напряженности и новые жалобы.

Чтобы покончить с ними, власти попытались ввести запрет на “вступительные экзамены в первый класс”. Сначала письмами Минобрнауки с “напоминаниями о недопустимости” этого явления — например, в 1994, 2000 и 2004 годах. А затем, убедившись, что напоминания помогают как мертвому припарки, — поправками к Административному кодексу, где наряду с прочими нарушениями запрещается и “немотивированный отказ” в приеме в школу. В декабре 2008 года в первом чтении их приняла Госдума. Причем “немотивированной”, разъяснил тогда же замминистра образования Юрий Сентюрин, будет считаться “дискриминация детей по месту жительства, полу и состоянию здоровья”. Для нарушителей установили серьезные наказания: за необоснованный отказ от приема школа может быть оштрафована на 100—200 тыс. рублей, а директор — на 20—50 тыс. либо дисквалифицирован.

Пока законопроект дозревает до следующего чтения. А тем временем, сообщила “МК” глава московского Департамента образования Ольга Ларионова, 2 марта ею был подписан приказ, где директорам школ строго предписывается требовать при наборе в школу всего три документа: заявление родителей, медицинскую карту ребенка и его свидетельство о рождении.

— Никакой самодеятельности директоров больше не будет, — сказала Ларионова “МК”. — Правом преимущества при зачислении будут пользоваться жители данного микрорайона, и будет учитываться временной фактор: кто подал заявление раньше, того первого и зачислят. Как только будут сформированы два первых класса, директор закрывает набор. А те, кому не хватило места, смогут обратиться в окружные управления образования, и им подберут ближайшую школу.

Одновременно в московских школах запрещается любое тестирование будущих первоклашек. Разрешено лишь собеседование, да и то, подчеркнула Ларионова “МК”, только после зачисления ребенка в школу — чтобы подобрать наиболее подходящую программу и в зависимости от этого разбить по классам.

Как будет исполнен приказ главы столичного Департамента образования, родителям предстоит узнать уже в ближайшие недели. На вопрос, каким образом будут выходить из ситуации известные московские школы, “МК” ответил директор одного из центров образования:

— В нашей школе традиционно на 100 мест в первых классах бывает по 400 претендентов. Поэтому мы выработали свои правила зачисления: те, кто живет вблизи школы; те, у кого в школе учатся старшие братья и сестры; дети наших выпускников прошлых лет; выпускники нашего детского сада. После этого на всех остальных остается 10—12 мест.

Вначале я предлагал родителям в буквальном смысле слова разыграть их между собой по жребию. Но они попросили школу сделать осмысленный выбор. И с тех пор мы выбираем семьи, где родители уделяют детям большое внимание и намерены заниматься своим ребенком дальше. Что касается коррупции, то тотальный запрет на собеседования, а по сути отсутствие правил приема, ее не истребит, а лишь расширит, между тем как сложившаяся практика набора, закрепленная в уставе школы, делает эту процедуру прозрачной.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру