Образование бизнес-класса

Одной из первых жертв кризиса пало бизнес-образование

Бизнес-образование в нашей стране появилось сравнительно недавно – в 90-е годы. И это понятно. Бизнеса, как и секса, в Советском Союзе быть не могло, а потому вначале за степенью МВА (мастер бизнес-администрирования) из постсоветской России ездили за рубеж – особенно, в США, где этот вид образования и появился. Затем бизнес-школы стали появляться и у нас, причем ускоренными темпами: к началу кризиса всерьез этот вид образования давали не менее 100 учебных заведений России (для сравнения, в систему Рособразования входят порядка 350 вузов).

По большей части, правда, бизнес-школы концентрировались в Москве и в Петербурге (до 80%), да в некоторых городах-миллионниках. Однако их число стремительно росло, а темпы роста существенно превышали зарубежные: к началу кризиса объем отечественного бизнес-образования увеличился на 13%, в то время как в США всего на 9%. Особенно бурно развивались двухлетние курсы МВА полного дня -- здесь прирост превысил 16%. Но самым популярным у нас стало обучение для работающих профессионалов. То есть, подготовка менеджеров высшего уровня без отрыва от производства, и что характерно, главным образом -- за счет работодателя.

В известной степени выбранная модель и создавала возможности для бума бизнес-образования. Но так было только до кризиса. С его началом бизнес резко сократил затраты на обучение. И прежде всего – на оплату степеней МВА для персонала. По данным аналитиков компании Begin Group, уже весной 2009 года рынок бизнес-образования в России сократился на 30% и даже 40%. Каждая десятая бизнес-школа закрылась или приостановила новый набор, подтвердила «МК» директор компании по международным связям Алла Жаворонкова. И осенью, не исключает она, ситуация может снова ухудшаться.

Причину обвала рынка образовательных услуг специалисты видят в сочетании сразу нескольких неблагоприятных факторов. Прежде всего, степень МВА в России до сих пор не является обязательной составляющей карьерного роста -- в кризис, подчеркнула Жаворонкова, «тех, кто ее имеют, сокращали и продолжают сокращать наравне с остальными. Все это знают, что не добавляет мотивации для обучения». Вторым камнем преткновения стал тот самый неполный учебный день: в условиях кризиса люди предпочитают тратить свободное время не на учебу, а на работу -- на основном рабочем месте или на дополнительную. Наконец, третья проблема связана с финансами. Компании отказываются платить за обучение своих сотрудников, да и те не рискуют вкладываться в учебу: гарантий отличного трудоустройства с недешевым дипломом МВА сейчас никто не дает.

Есть и еще один важный момент. Резкое сокращение притока средств заставляет бизнес-школы экономить буквально на всем: сокращать программы и усекать курсы, сливать несколько групп в одну. В итоге шестимесячные программы укладываются в 5 месяцев. А специалисты, скажем, по финансам объединяются с кандидатами на степень МВА в области человеческих ресурсов, что тут же сказывается на качестве бизнес-образования.

Неокрепшая система может попросту схлопнуться. Между тем потребность России в управленцах-профессионалах высшего звена и близко не удовлетворена, считают специалисты: «Дипломы МВА у нас получают не более 10 тыс. человек в год, в то время как всего в России около 1 млн компаний. И в каждой -- гендиректор и главный бухгалтер, 97-98% которых никогда не учились управлять экономикой»,-- подчеркивают в Московской международной высшей школе бизнеса.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру