Кредитная история: новый курс

Образовательные займы станут выгоднее и надежнее

Участники замороженной программы кредитования могут выдохнуть. А тем, кто не боится пойти по их стопам, — начинать действовать. Государство продлевает проект кредитования образования на 3 года и берет на себя ответственность за отношения заемщиков с банками.

Всю прежнюю историю образовательных кредитов в России иначе как скоротечной и скорбной не назовешь. Проект прививки этого новшества отечественной системе высшего образования был запущен в 2007 году и просуществовал год. Единственный оператор эксперимента — коммерческий банк “Союз” в тандеме с родственной компанией “Крейн” — уже осенью 2008 года оказался неспособным перевести заемщикам-студентам очередную порцию средств (по условиям проекта деньги переводились отдельными траншами за каждый семестр). Те, в свою очередь, не смогли вовремя заплатить вузам и оказались на грани отчисления. До этого, правда, не дошло: понимая, что ребята не виноваты (да и не желая потерять контрактников), вузы реструктурировали долги и фактически продолжили учить неплательщиков за собственный счет. Однако долго так продолжаться не могло: в программе, уснувшей как окунь на кухне, приняли участие до 6 тысяч студентов вузов. И все они, что называется, попали.  

Разруливать ситуацию пришлось властям, заранее объявившим государство гарантом эксперимента по кредитам. И прежде всего через расширение роли государства: без этого вывести из-под удара саму идею образовательных кредитов не получалось. В итоге к началу 2009/2010 учебного года появилось постановление правительства, продляющее эксперимент до 2013 года (ранее предполагалось, что он завершится уже в 2010 году) и существенно меняющее условия его проведения.

Дубль 2

По новым правилам заемщики-студенты сохраняют право на образовательный кредит без залога и поручительства, а также отсрочку на его погашение на весь срок обучения в вузе плюс три месяца на трудоустройство. В условиях кризиса с неясной перспективой найти работу беззалоговый долгосрочный кредит неплох и сам по себе. Однако кредитникам обещают дополнительные блага — новый порядок исчисления максимальной процентной ставки (другими словами, процента, выплачиваемого за пользование кредитом). Прежняя процентная ставка составляла 10% годовых в долларах. Новая же устанавливается “в размере не более одной четвертой ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 3 пункта”. В переводе с банковского языка на человеческий, разъяснила “МК” директор Центра непрерывного образования Академии народного хозяйства при российском правительстве Татьяна Клячко, это означает, что процентная ставка составит порядка 6% в рублях (правда, если обойдется без финансовых катаклизмов). А это выгоднее, чем по старой программе. (Срок, в течение которого необходимо полностью погасить кредит, по-прежнему составляет десять лет.)  

Кредиторы-банки получат свои преимущества. Государственная субсидия на возмещение невозвращенных образовательных кредитов составит до 20% объема выданных средств. Это вдвое больше, чем было первоначально. Причем гарантом выступит Рособразование, которое заключит соглашения со всеми участниками эксперимента. Их состав, кстати, сильно изменится. Кризис пообломал возможности, да и желание частных структур рисковать средствами, вкладывая их в долгие кредиты без залога. Поэтому основными участниками проекта с этого года станут не частники, а государственные финансовые монстры. Эксперты не исключают, что в дальнейшем участие в новом проекте примут и коммерческие банки. Причем один из них, как стало известно “МК”, уже твердо заявил о таком намерении: им оказался тот самый, не справившийся с прошлой программой банк.

Выбор цели

Введение нового, по сути, государственного проекта кредитования образования должно, по словам Татьяны Клячко, решить две задачи: “Во-первых, поддержать и спасти ребят, участвовавших в предыдущей программе, чтобы сохранить хоть какое-то доверие к образовательному кредитованию. А во-вторых, начать реальную отработку господдержки системы кредитования образования”.

 Предыдущий проект не нуждался в четкой отработке связки банк—вуз—студент, поскольку главным образом готовил кадры для собственной промышленно-финансовой империи.  

Особой заботой властей на этом направлении, разъяснил “МК” один из разработчиков проекта — глава Российского общественного совета по развитию образования Ярослав Кузьминов, должно стать обеспечение качества заемщиков. “Участвовать в проекте должны исключительно студенты ведущих вузов, причем лишь те из них, кто учится по востребованным специальностям”.  

Впрочем, основную массу участников нового проекта (по крайней мере на начальном этапе) составят ветераны-заемщики, не сомневается директор Института развития образования Ирина Абанкина: “Прежняя система не выдержала натиска бури. Что же касается новых возможностей серьезного софинансирования образования за счет частных средств, то лично я не вижу для этого оснований как минимум до 2012 года. Сегодня негосударственные банки не готовы участвовать в этой программе. Отсюда — поиски компромисса и баланса между государством, вузами и студентами и рост объема обязательств последнего. Главная же задача нового проекта — в первую очередь разбираться со всеми ребятами, взявшими кредиты раньше. Перевести их всех на бюджетные места не представляется возможным. Да, наверное, и не нужно — не все же они учатся на “отлично”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру