Высшая школа экономики пошла в среднее образование

Москва: взгляд с «Вышки»

Национальный исследовательский университет-Высшая школа экономики возьмет на себе до половины элитного среднего образования в столице. О соответствующем соглашении «о разделе сфер влияния» с Департаментом образования Москвы, о том, на каких условиях НИУ-ВШЭ займется московской школой, о платном и бесплатном образовании и о многом другом «МК» рассказал ректор «Вышки», Ярослав Кузьминов.

Москва: взгляд с «Вышки»
Ярослав Кузьминов

- Ярослав Иванович, готова ли наша школа к переходу на стандарт профильного обучения в старших классах?

- И да и нет. С одной стороны, хороших учителей, готовых дать углубленные знания по своему предмету, хватит (по крайней мере, в крупных городах). Заниматься с сильными, мотивированными учениками – это удовольствие для учителя. С другой, есть проблема с самой профилизацией. Одно дело – углубленная математика или литература. Но в нашей школе нет предметов, ориентирующих в наборе профессий взрослого мира. В школьной программе представлено не более 20% наук, изучаемых в вузах, причем за скобками остаются даже самые массовые профессии, как врач, инженер, юрист или экономист. Работа инженера – не сводится к применению принципов физики и химии. В школе нет проектов – а именно созданием и оценкой проектов занимается большинство профессионалов. Из школьного курса обществознания не поймешь, чем занимается экономист или политолог - это, скорее, политграмота на уровне Ленинского уголка воинской части советских времен. До недавнего времени единственным выходом были вузовские профильные классы в школах. Но в «чужой монастырь» университетские преподаватели ходят не с большой охотой…

- Так ведь все вузы, как правило, имеют подготовительные курсы…

- Курсы, во-первых, соответствуют предметам школьной программы, а не вузовской. Во-вторых – они платные. В-третьих – это вечерние занятия, дополнительные к школьной нагрузке. Не всем это доступно по деньгам или по бюджету времени.

У нас в Вышке давно работает факультет довузовской подготовки, это сложившийся бренд, мы гордимся его качеством и будем его развивать и дальше. Пытаемся там давать и курсы профориентации, их читают представители факультетов. Но те ограничения, о которых я сказал, они относятся и к нему.

Олимпиады школьников – еще один канал ранней профориентации, но он ориентирован на результаты. Олимпиадное движение не включает собственной системы подготовки школьников – в результате вокруг олимпиад также нарастает система платной подготовки, свои репетиторы или – в лучшем случае – официальные курсы при вузах. Опять же 90% олимпиад – это творческие испытания по школьным, а не профессиональным предметам.

В новом Законе об образовании вузы получили право заниматься общим образованием – другими словами, иметь в своем составе школы. Думаю, что вот это – перспективная норма. Она может позволить организовать реальную профилизацию старших школьников в масштабах, на два порядка больших, чем те несколько специализированных интернатов при вузах, которые существовали давно.

Поэтому Вышка в прошлом году выступила с инициативой - создать такой университетский лицей с профилизацией, соответствующей нашим основным специальностям.

- Эта модель профильного обучения и легла в основу соглашения «Вышки» с Департаментом образования Москвы?

- Да, весной 2013 года по договоренности с руководством Москвы мы открыли лицей в составе ВШЭ. Это только старшие классы, 10 и 11-й. Именно в этом возрасте школьники уже достаточно взрослые, чтобы воспринимать университетских преподавателей, работать самостоятельно – словом, получать преимущества от университета.

Первый, прошлогодний набор (всего около 60 человек) был пилотным, без разбивки по специализации. Но в 2014 году лицей разворачивается в полном масштабе. Мы примем в 10 класс 700 человек.

- Это же будет крупнейшая школа в России!

- Да, 28 десятых классов – конечно, это условный подсчет, занятия будут проходит и в лекционном формате, для 100-150 человек, и в малых группах по 4-5 человек.

С этого года в лицее будут созданы шесть крупных направлений: математика и компьютерные науки, социально-экономическое, право, гуманитарные науки и психология, востоковедение, дизайн. На каждое будет отдельный прием. За каждое направление будет отвечать группа факультетов «Вышки». Модель «факультеты - направление» сохранит возможность индивидуального выбора предметов, но с большей привязкой к профилю. Как правило, у школьника 15 лет уже сформировались предпочтения, даже стиль мышления – аналитический или образный, ассоциативный.

Новый школьный стандарт позволяет довести объем предпрофильной подготовки до половины учебного плана — 18 часов в неделю. Такая подготовка будет включать не один предмет – например, будущий экономист должен знать математику, историю, социологию, психологию, право. И еще несколько предметов лицеист будет выбирать самостоятельно – это могут быть совсем другие курсы, такие, как риторика или история кино. Но они формируют то, что называется интеллигентом – человека, имеющего разнообразные интересы и большой запас «необязательного знания».

Трагедия сегодняшней даже не школы – системы образования в целом – она крадет у человека самые креативные годы, 15-17 лет. В эти годы надо увлекаться, строить проекты, --- подросток превращается в юношу, девушку и начинает делать осознанный выбор --- а мы заполняем ему это время колоссальным объемом зубрежки, подготовки к экзаменам, где ты должен на каждый вопрос ответить правильно. Мы выращиваем из взволнованного отрока механического карьериста, цель которого – не создать что-то свое, не увидеть мир по-своему, а поступить.

- Вы – автор ЕГЭ, и как Тарас Бульба, убиваете собственного сына…

- Ошибаетесь. ЕГЭ ничего не изменил в этом отношении, система зубрежки действовала до ЕГЭ как подготовка сначала к выпускным, а потом к вступительным экзаменам. ЕГЭ просто несколько уравнял шансы для людей, которые не имеют возможностей нанять репетиторов из нужного вуза. Но ЕГЭ не ставил и не мог ставить задач изменения школы в целом.

Слушайте, да если бы мы в 2000 году знали, как избавить старшую школу от зубрежки, мы бы решали эту задачу как первоочередную и не ЕГЭ был бы главным инструментом образовательной реформы. К сожалению, нет такого рецепта для всех школ, для всей страны. Состояние учительского корпуса, методическая база, да и финансы не позволяли это сделать тогда, не позволяют и сейчас.

Лицей – это то, что мы сейчас, в 2013, в 2014 году можем предложить и можем реализовать, сначала на базе Высшей школы экономики, МИФИ, РГГУ и еще ряда хороших московских вузов. Университеты задолжали школе, надо эти долги отдавать.

И в нашем проекте речь не идет об обходе ЕГЭ – у выпускников лицея не будет никаких формальных преимуществ, они будут сдавать ЕГЭ, как все. Не будет никакого отдельного пути в Вышку. Мы не для этого проект затеваем.

Просто в университетах есть кадровый – и организационный -потенциал, который способен качественно изменить нашу старшую школу. Мы мобилизуем этот потенциал.

- Есть «ложка дегтя» в опыте замечательных физматшкол при вузах. Став студентами, их выпускники на первом курсе теряют интерес к учебе – скучно, они уже прошли этот материал…

- Мы знаем этот опыт и не собираемся заранее учить лицеистов по программе 1-2-го курса. Мы, безусловно, дадим основы выбранного школьников предмета, но не одного, а целого блока смежных предметов. Например, выбравший экономику будет изучать не только ее, но и основы бизнеса и менеджмента, социологию, психологию, право. Плюс экономическую историю и историю экономической мысли – пусть в лицее изучают классиков, на чтение которых у студентов потом не будет времени. Придет со временем такой студент на экономфак — а он уже читал Адама Смита, Маршалла, Кейнса, знает экономическую историю. Мне кажется, это может быть настоящий прорыв в формировании нового поколения экономистов! Будут у ребят и консультанты по обучению — эксперты, которые посоветуют образовательную траекторию.

«Блоковая» структура учебного плана должна помочь лицеистам выбрать «свое» направление не на основе разговоров и чужих мнений, а на базе собственного опыта, сформировавшегося увлечения предметом. У нас уже есть такой опыт в пилотных классах лицея: ребята, пришедшие с четкой ориентацией на экономику, переориентировались на социологию, на философский факультет.

Сегодня рынок труда меняется. Экономисты, юристы, менеджеры сохраняют свое первое место по доходам и карьере, но инженеры, врачи, представители гуманитарных специальностей, ученые к ним подходят все ближе и ближе. У завтрашних абитуриентов уникальная возможность – вы можете построить карьеру, не ломая себя и зажимая в кулак, а следуя своим увлечениям, своим склонностям. Разумеется, выбрав собственный путь, надо упорно заниматься, не бить баклуши. Свободный выбор профессии и большие и постоянные личные инвестиции в обучение и практику – вот путь к успеху в ближайшие десятилетия.

- А сколько надо будет платить за обучение, за сервисы университета?

- Лицей будет полностью бесплатным, мы об этом договорились с мэром Сергеем Собяниным. Прием в 700 человек сразу на треть увеличит высококачественный сектор среднего образования Москвы, куда сейчас может попасть лишь каждый десятый, а то и двадцатый школьник. Москва профинансирует обучение в лицее по нормативам обычной школы — около 125 тыс. рублей в год, а остальное вложим мы сами.

- Никаких заработков, одни вложения! В чем же тогда интерес «Вышки»?

- В воспитании своего абитуриента! К нам часто идут за дипломом Вышки - брендового, раскрученного вуза. С карьерной точки зрения это оправданно: мы входим в топ-пятерку вузов-лидеров по трудоустройству выпускников. Но по большому счету учить студентов-карьеристов не интересно. Гораздо приятнее работать с ребятами, бескорыстно увлекающимися предметом, а потому способными на креатив в процессе обучения. Наш лицей поможет им попробовать себя и понять, какой специальностью они хотят заниматься. А со временем мы распространимся по всей Москве.

- То есть?

- В Департаменте образования считают, что лицей «Вышки» должен присутствовать не только в Центральном, но и в ряде других московских округов. Поэтому по договоренности с правительством Москвы в дополнение к уже имеющемуся зданию на будущий год мы планируем открыть еще два отделения лицея — предположительно, на Красносельской и в Строгино. В последнем мы думаем развивать направление, связанные с компьютерными науками, поскольку в этом районе построен новый корпус нашего инженерного подразделения - МИЭМ. Кроме того практически во всех округах Москвы мы запустим другую модель профильного обучения - университетский кластер. В его рамках в крупных образовательных центрах, находящихся в ведении Департамента образования, мы будем поддерживать профильное обучение по нашим основным специальностям. Будем отвечать на наиболее массовый запрос – помогать профильному обучению по экономике, компьютерным наукам, прикладной математике. Таков наш «социальный оброк» городу!

- Для лицеев вам понадобится уйма учителей. Наберете?

- Да, несколько десятков человек – отбор шел все время, а скоро мы объявим открытый конкурс, чтобы увидеть предложения тех, кого мы пока не знаем. Но это касается в основном тех предметов, которые не представлены в самой Вышке: химии, биологии, географии, физики… Наша обязанность – дать шанс лицеисту, несмотря на то, что он выбрал, скажем, гуманитарное направление или дизайн, встретиться в школе с очень хорошим учителем по каждому предмету школьной программы. В отношении же профиля – у нас работают 3 тыс. ученых, так что мы не только 28, а и 100 классов в Москве обеспечим! Что же касается вопроса, могут ли учить школьников не учителя, а вузовские преподаватели, то ответ на него давно дала жизнь: продвинутые старшеклассники в школу почти не ходят! Они ходят в вузы - на подготовительные курсы и к репетиторам.

- К слову сказать, учителя жалуются, что рост их нагрузок опережает рост зарплат, а сейчас их вдобавок заставляют «отсиживать» внеурочные часы в школе. Эффективен ли, по-Вашему, такой контракт с учителем?

- Простое повышение зарплат — это никакой не эффективный контракт! Есть профессии, где работают за деньги по часам или по выработке - скажем, монтажники или водители. А для представителей творческих профессий, включая вузовских и школьных преподавателей, важны не только деньги, но и так называемая нематериальная составляющая вознаграждения — свободное время, необходимое для творческого развития. Именно такой контракт и имел в виду президент, но некоторые исполнители указа пошли по простому пути: повысили зарплаты не хорошим учителям, а всем подряд, а, когда денег не хватило, добыли их за счет самой системы образования, сократив штаты и увеличив нагрузку. Есть же другие пути - например, ввести должности помощников учителей из числа студентов или старшеклассников, которые за меньшие деньги будут проверять домашние задания, давать базовые консультации по предмету. Учитель не должен стоять у конвейера: перегрузка ломает творческое отношение к предмету! При нагрузке 25 и больше классных часов в классе в неделю трудно быть хорошим учителем, педагог должен иметь свободное время, чтобы не только покупать книги, но и успевать их читать.

- Не могу не спросить и про главный сегодняшний тренд - тотальное слияние школ. Не пора ли ввести ограничения этого процесса? А то уже есть примеры попыток слить физико-математические классы с коррекционными школами.

- Странные слияния, о которых вы упомянули, это —эксцессы исполнителя, понятно, что ничего такого руководство московского образования в виду не имело. Но согласитесь: легче поменять исполнителя, чем отказываться от преимуществ, которые дает объединение. Механическое слияние опасно, так как в ходе такого слияния, высока вероятность того, что не слабая школа станет сильнее, а сильная школа потеряет свои достоинства и преимущества. Все зависит от того, какая программа будет у такого комплекса после слияния, будет ли у такой большой школы лидер, способный ее предложить и сформировать дееспособный учительский коллектив. Есть очень позитивные примеры школьного комплекса –например, образовательный центр «Царицино» Ефима Рачевского. Хорошо - Коллектив школы, где всего пара словесников, один историк и половинка географа, может рассуждать разве что о морально-нравственном воспитании, да о сетке часов. А умное слияние позволяет создать в образовательном комплексе школьную кафедру, где будет по пять предметников каждого направления, а, значит, возможность профессионального развития для учителей и возможность выбора лучшего учителя для учащихся и директора школы. Cейчас в районе Покровского бульвара стартует проект подобного комплекса, в него войдут все близлежащие школы. Директора этих школ прошли программу переподготовки в Институте образования ВШЭ. Их итоговая работа заключалась в разработке концепции комплексного развития школ «покровского квартала» - сами директора определяли, какие задачи стоят перед каждой из школ-участниц комплекса, где будут учиться старшеклассники, а где только начальная школа и т.д. Большой комплекс дает возможность перераспределения финансовых потоков  - направления средств на приоритетные задачи. В работу образовательного комплекса вовлечены близлежащие музеи и театры, где для учеников будут организованы мастерские.

Отличие школьного комплекса - он подчинен Департаменту Образования Москвы, а не входит в состав университета. Он включает все классы, начиная с первого, то есть предоставляет комплексную образовательную услугу жителям восточной части центра Москвы.

- Так что Вышка в 2014 году существенно расширяет свое образовательное предложение москвичам…

- Да. Я перечислю все что у нас сегодня работает.

Это лицей ВШЭ, куда принимаем 700 человек после 9 класса. Это университетский школьный кластер ВШЭ, охватывающий все классы. Это 69 базовых школ ВШЭ, где мы ведем занятия в профильных классах или оказываем методическую помощь учителям. А такжезнаменитый, не побоюсь этого слова, факультет довузовской подготовки ВШЭ – полторы тысячи человек на стационарной подготовке к ЕГЭ и профильным олимпиадам. Еще можно сказать про клуб «Эрудит» - это уникальная программа для школьников 7-9 класса, в основном, с игровыми формами освоения материала. Есть еще интернет-школа ВШЭ – среди 15 тысяч ее пользователей москвичей не так уж много (что понятно), но они есть, и это хорошая возможность для тех, кому по каким-то причинам сложно добираться.

- Возвращаясь к лицею, последний вопрос. Где он будет размещаться?

- Первая очередь - в самом центре Москвы, в пешеходной близости от центральных корпусов Вышки, чтобы было легко добраться всем горожанам. Москва передает нам несколько школьных зданий. Но часть занятий будет проходить на факультетах: надо дать лицеистам возможность полностью окунуться в университетский мир, почувствовать его атмосферу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26484 от 24 марта 2014

Заголовок в газете: Москва: взгляд с вышки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру