Первая среди кровных

Московский донор-рекордсмен — мать троих детей

Как думаете, сколько из человека можно выкачать крови за всю его сознательную жизнь? Не поверите — больше 100 литров! “МК” нашел настоящего героя нашего времени, который сдал кровь свыше 250 раз. Донору-рекордсмену, точнее донорше, 47 лет, живет она в самом центре Москвы, растит троих детей и занимается наукой.

Перед встречей я долго пыталась представить, как выглядит биолог Галина Головатюк, она же “кровная” рекордсменка. В итоге решила, что она эдакая гигантша, двухметрового роста и широченной кости. Короче, Валуев в юбке. Но я не угадала — встретила меня милая женщина средних параметров, энергичная, заводная и с обаятельнейшей улыбкой. В свои 47 выглядит на 35!  

— Вообще существует два типа людей, — говорит Галина. — Первые после сдачи крови чувствуют себя не очень хорошо. Слабость, головокружение, подташнивает. Кстати, чаще всего такое случается с полными румяными мужчинами. А второй тип — те, у кого после процедуры даже бодрость появляется. Я, как вы поняли, именно к ним отношусь.  

В первый раз Галя сдавала кровь на втором курсе института. Дело было перед началом лекций, а сама Галина — с жуткого недосыпа. Потому-то и полагала студентка, что после сдачи крови вообще в обморок упадет. Оказалось наоборот — почувствовала прилив сил, а ощущение смертельной усталости как рукой сняло. С тех пор и стала она регулярно “пускать себе кровь”.  

— За все это время я не сдавала ее только во время беременностей. Помню, спустя пару месяцев после первых родов пришла на станцию переливания, а там брать кровь у меня отказались: дескать, мало времени прошло. Я обиделась, сказала, что найду другое место, где у меня кровь возьмут.  

— Нашли?  

— Нашла. Только сдала тогда не кровь, а плазму. Вообще у меня намного больше 250 донаций (сдач крови. — Прим. авт.), ведь те, что были в студенческие годы, нигде не учитывались. Однако среди учтенных есть не только кровь, но и плазма (а ее можно сдавать чаще, чем раз в два месяца). Иногда у меня брали не всю кровь, а отдельные элементы — тромбоциты, например.  

Когда Галина сидела дома с маленькими детьми, сдача крови была для нее дополнительным заработком. Женщина вовсе не стесняется говорить о том, что были периоды, когда донорство помогало выживать. Но большинство раз она сдавала кровь безвозмездно, потому почетным донором России стала давно. Муж Галины вначале отговаривал жену от донорства. Ужасно переживал, что она чем-нибудь заразится. А когда убедился, что все это абсолютно безопасно, стал сдавать кровь сам. С тех пор так увлекся! Однако поскольку стал донором не так уж давно, побить рекорд супруги ему вряд ли удастся.  

— Мне приятели говорили, что я на это дело “подсела”. Что это как вид наркомании. Полная чушь! Просто я иногда думаю, если не я, то кто? Одни боятся, другие не могут по медицинским показаниям, третьим самим нужна донорская кровь…

В реанимацию — без очереди

Сколько за время своего донорства Галина спасла жизней — неведомо.  

— Да как тут посчитаешь! — восклицает женщина. — Ведь когда кто-то на грани жизни и смерти, ему вливают кровь сразу от нескольких доноров. Если он выкарабкался — всем спасибо! Ну а если нет… По крайней мере, я знаю, что пыталась помочь, чем могла. Помню, однажды услышала по радио объявление, что тяжелобольной пациентке срочно требуется кровь моей группы и моего резуса. Я тут же подхватилась и поехала в 1-ю горбольницу. Смотрю, в реанимации лежит моя ровесница, актриса. Врачи так обрадовались, что донор нашелся! Но с самого начала было известно, что случай тяжелый, шансов крайне мало. Та женщина в итоге умерла.  

В другой раз я отправилась срочно сдавать кровь конкретному ребенку в детскую клиническую больницу. Я очень торопилась, но когда приехала, оказалось — уже поздно. Кровь я все равно сдала, она, возможно, помогла какому-нибудь другому малышу. Бывает, изначально знаешь, что сдаешь кровь умирающему человеку, не чтобы спасти его, а чтобы просто облегчить мучения и хоть чуточку продлить жизнь. Так было с родственником моей знакомой, который угасал от рака. Ему требовались тромбоциты — я их сдавала, пока это было возможно.  

Любопытно, что разные медики на донорство Галины по-разному реагируют. Большинство смотрят с восхищением. Особенно уважают ее в реанимационных отделениях. Однажды в одном из них после сдачи крови попавшему в ДТП человеку ей на полном серьезе сказали: “Если что, мы вас примем без очереди”. Галина в ответ пошутила: мол, нет уж, лучше вы к нам. Но есть и такие, что женщину совсем не понимают. В местной поликлинике иногда спрашивают: “Не боитесь заразиться?”  

— Меня это всегда так возмущает. Дикость какая-то! Люди не представляют себе сам процесс. Мы, доноры, еще можем чисто теоретически кого-то заразить (если антитела к какому-нибудь вирусу не выявят в нашей крови). Но сами мы ничем не рискуем. Вообще такую неграмотность в обществе трудно оправдать. На Западе донором быть очень почетно, это значит, что ты полностью здоров, что ведешь правильный образ жизни. А у нас столько предубеждений.  

Был случай, когда конкретному человеку срочно потребовались тромбоциты и плазма. Галина пришла на свою станцию и сдала там кровь, чтобы ее потом транспортировали куда надо (есть ведь даже соответствующая служба доставки). Но в институте Вишневского отказались кровь принять: мол, надо сдавать только у них. А если у донора нет времени ехать далеко?  

У Галины, кстати, достаточно редкая группа — вторая отрицательная. И ей часто звонили из НИИ скорой помощи. Донор она кадровый, многократно проверенный, потому в крайних случай кровь ее вливали сразу напрямую пострадавшему. К тому же женщина как свои пять пальцев знает, что можно есть перед процедурой, что нельзя, как себя вести и т.д. Ведь многие приходят на сдачу крови во время акций, а потом выясняется, что они пива накануне выпили, масло на завтрак употребили. В итоге чуть ли 90% взятой у таких неподготовленных людей крови оказывается непригодной. А ведь на них тратятся немалые деньги (индивидуальный набор для взятия крови у донора стоит от 20 до 50 долларов).

У кого отпуск двухмесячный

Есть у сдачи крови преимущество, которое все очень ценят, — отгул за каждую донацию. Поскольку работает Галя в государственном учреждении, то предоставляют ей его без всяких проблем. За год донорства у нее всегда выходит около 30 дней отгулов. В итоге, отдыхает она по 2 месяца.  

— Для меня это очень важно, поскольку живу в центре Москвы, где постоянно царит шум, много пыли и копоти. И мне надо детей на природу чаще вывозить, чтобы восстанавливались после большого города.  

Кстати, про детей. У самого наипочетнейшего донора Москвы подрастает смена. Ее старшему сыну исполнилось 18 лет, и он на днях впервые сдал кровь. Сказал, что понравилось — теперь будет делать это регулярно. А значит, будет у него стимул лишний раз не съесть чего-то вредного, не пропустить рюмочку и вместо ночного клуба сходить в поход. К сведению, после сдачи крови он направился в экспедицию. Ну и сама Галина останавливаться на достигнутом не собирается. Будет сдавать кровь до тех пор, пока здоровье позволит. Так что не исключено, что скоро побьет мировой рекорд. С одной стороны, людям будет помогать, а с другой — себе: донорство помогает ей продлить молодость.

Ева МЕРКАЧЕВА.

СПРАВКА "МК"

Донор, которому принадлежит официально зарегистрированный мировой рекорд по кроводачам, живет в Йоханнесбурге. Он сдал кровь 323 раза. Однако известно, что в  городе Салавате (Республика Башкортостан) живет Владимир Чернышев, который еще пять лет назад сдал кровь в 340-й раз. У жителя Казахстана  Александра Скаковского количество кроводач и того больше  — 676.

СПРАВКА "МК"

Абсолютными противопоказаниями к донорству является наличие таких серьезных заболеваний, как ВИЧ-инфекция, сифилис, вирусные гепатиты, туберкулез, болезни крови, онкологические болезни.  

Временные противопоказания имеют различные сроки в зависимости от причины. Самыми распространенными запретами являются: удаление зуба (10 дней), нанесение татуировки (1 год), ангина, грипп, ОРВИ (1 месяц с момента выздоровления), менструация (5 дней), аборт (6 месяцев), период беременности и лактации (1 год после родов, 3 месяца после окончания лактации), прививки.  

Кроводача осуществляется после легкого завтрака (не натощак), желательно в предыдущий вечер не есть жирного, жареного и молочного, рекомендуется сладкий чай, сухари, печенье, фрукты.  

Необходимо воздержаться от употребления алкоголя за 48 часов до сдачи крови, а также от употребления аспирина, анальгина и лекарств, содержащих аспирин и анальгетики за 72 часа до процедуры, по возможности воздержаться от курения за час до процедуры, необходимо также выспаться.

ВОПРОС-ОТВЕТ

— Почему в случае, когда человек сдал кровь однократно, его плазма в лечебных целях не используется, а может пойти только на переработку?  

— Первая причина: согласно приказу Департамента здравоохранения г. Москвы в лечебную сеть выдается только плазма, прошедшая карантин, — разъяснила главный врач Станции переливания крови, доктор медицинских наук, профессор Ольга МАЙОРОВА. — Через 6 месяцев донор должен прийти на Станцию переливания крови еще раз и либо сдать донорскую кровь повторно (тогда он автоматически еще раз обследуется), либо сдать анализ крови “на инфекцию”. И если все будет нормально, тогда его плазма считается прошедшей карантинизацию. И выдается в лечебную сеть. В донорстве существует понятие “серологическое окно”, когда сразу никакими доступными в мире методами выявить вирус невозможно. Требуется определенное время, чтобы количество вирусов достигло диагностического уровня. Либо чтобы в крови выработались антитела. Например, человек заразился 2—3 дня назад перед сдачей крови. В этом случае выявить вирус невозможно, а заразить человека при переливании его крови — вполне.  

Вторая причина: мы не знаем, куда пойдет плазма от первичного донора. Скорее всего для производства препаратов крови (на альбумин, иммуноглобулин и т.д.). В данном случае мы должны быть уверены, что плазма получена от абсолютно здорового донора. Ведь в производство одновременно берется большое количество плазмы и полученные препараты крови используются в лечении большого количества пациентов. Если объяснять на пальцах: предположим, в суп из хороших грибов попала всего одна поганка — так этим супом можно отравить всю семью. То же самое и с донорской кровью.  

— Могут ли быть донорами беременные женщины?  

— В качестве доноров — нет. Во время беременности в крови женщины формируются антитела, разрушающие эритроциты. И такая кровь не годится для переливания. Но у беременных есть возможность сдать аутоплазму, т.е. методом плазмофереза заготовить кровь для себя самой. В основном это надо делать беременным женщинам высокого риска. Эту процедуру выполняют в Центре планирования семьи, что на Севастопольском проспекте. Только там беременная по направлению из женской консультации может сдать аутоплазму. В случае если у этой женщины появится риск развития послеродовых кровотечений, тогда ей и пригодится сданный “материал”.  

И после родов в течение года женщины не должны становиться донорами — в связи с возможными осложнениями как у ней самой, так и у человека, кому будет переливаться ее кровь. К тому же в течение года после родов женщины, как правило, кормящие матери, которым самим необходимо восстановить гемоглобин в крови.

Александра ЗИНОВЬЕВА. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру