День смеха — 1 сентября

Пока жизнь не становится лучше, но зато стала заметно веселее

У Гильдии актеров кино России есть замечательный датский хор. Почему датский? Потому что выступает только по торжественным датам. Эта заметка тоже датская, ибо приурочена к торжественной дате — Первому сентября. Это тот самый информационный повод, который побуждает СМИ внезапно вспомнить о том, что существует школа, и… (нет, не подумайте дурного) не поздравить учителей, детей и родителей с праздником — это было бы слишком пресно и банально, — а поднять острые вопросы образования. Они их и поднимают накануне 1 сентября, но вопросы неизменно падают, чтобы быть вновь поднятыми к очередной дате — Последнего звонка.

Пока жизнь не становится лучше, но зато стала заметно веселее

Проблем у школы действительно вагон и маленькая тележка. Но тянуть этот воз все равно приходится педагогам. А кому же еще? Для этой работы помимо недюжинных сил требуется положительный настрой, ибо, как известно, доброе слово и кошке приятно. А потому, будучи сам прикован к этому возу более четырех десятков лет, спешу поздравить своих коллег с наступающим праздником.

Но вернемся к датскому хору, который мастерски поднимает настроение у своих собратьев в сфере искусства (кинематографе, литературе, театре), помогая с юмором пережить юбилярам взлеты и падения, неизбежные в любой профессии. Но почему такого хора нет у учителей? Ответ очевиден: творческие профессии объединяются в гильдии, резонно предполагая, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Своя гильдия есть у актеров кино, своя — у адвокатов, хотя человек непосвященный в тонкости их ремесла может усомниться в том, что в дебрях крючкотворства можно найти простор для творчества. Но это всего лишь поверхностный взгляд со стороны. Сами адвокаты так не считают.

И лишь одни мы, педагоги, — разгильдяи. В том смысле, что не удосужились до сих пор создать свою гильдию. Почему? Поддались внушению, перестав считать свою профессию творческой. Между тем она всегда, в любые, даже самые мрачные времена была, есть и останется таковой.

Глубоко сочувствую тем, кому не повезло с учителями. Мне лично посчастливилось. Начиная с мамы — учительницы словесности, далее везде: на протяжении всей ученической жизни в школе, институте и опять в школе, уже в качестве учителя, завуча, директора.

Вот лишь несколько примеров навскидку. Он появился в нашем восьмом классе в середине года, заменив ушедшую в декрет учительницу. Неказистый на вид, в очках с невероятными диоптриями, заметно прихрамывающий педагог с довольно странным для послевоенного времени именем: Адольф Александрович Тиханов. Войдя в класс, он предложил всем написать сочинение-миниатюру «Моя правая рука». Покрутив за его спиной пальцами у виска, мы принялись натуралистично-подробно описывать свои правые руки.

Быстро проглядев наши опусы и поправив ошибки, Адольф (кличка, разумеется, приклеилась сразу) прочитал стихотворение Назыма Хикмета: «Когда мне больно, моя правая рука ложится на сердце, когда стыдно, она закрывает лицо». Тем самым дал всем нам наглядный пример метафорического мышления.

Он смог взять нас за живое, «завести» на ненавистное до того выучивание текстов. И каких! Как это ему удалось? Однажды, отложив в сторону изучение правил грамматики, он два урока подряд читал наизусть поэму Багрицкого «Дума про Опанаса». После чего в классе развернулось настоящее соревнование. Мой сосед по парте выучил на спор всего «Евгения Онегина». Я отомстил ему «Демоном».

Другой пример — из жизни детского сада. Воспитатели — они, по сути дела, те же учителя. Особенно сегодня, когда дошкольное воспитание признается уровнем образования. Но это было давно, до всех инноваций.

Музыкальный руководитель детского сада Лилия Аркадьевна Волкова. Музыкант, балерина, между прочим, воспитавшая замечательного танцовщика Н.Цискаридзе, который почитает ее своей второй мамой. В обычном районном детском саду она умудрялась прививать малышам вкус к классической музыке и балету. Что однажды привело к комической ситуации.

В детский сад был приглашен король детских шлягеров — Шаинский, на чьих песнях выросли мы с вами и наши дети. Перед выступлением к нему подошли два пятилетних воспитанника Лилии Аркадьевны. Их диалог достоин того, чтобы воспроизвести его полностью.

Первый малыш, обращаясь к композитору: «Дяденька, вы — Чайковский?»

Композитор: «Нет, деточка, Чайковский умер».

Второй малыш: «Дяденька, тогда вы — Римский-Корсаков?»

Композитор: «Нет, деточка, Римский-Корсаков тоже умер».

Первый малыш, обращаясь ко второму: «Те все умерли, а этот остался!»

Взрослые свидетели этой сцены, включая высокого гостя, пришли в бурный восторг от этого глубокомысленного вывода.

В основе своей педагогика — веселое занятие. Особенно забавно выглядят ситуации, когда учителями учителей и детей становятся политические тяжеловесы.

В Москве — предпраздничное оживление. На площадях развернуты ярмарки-распродажи школьных принадлежностей. Повсеместно для детей организованы мастер-классы, квесты, спортивные соревнования. Одну из таких площадок почтил своим вниманием В.В.Жириновский. Его общение с ребенком запечатлела телекамера. Узнав от мальчика, что в школе тот с увлечением занимается английским языком, политический дедушка мгновенно, с присущей ему экспрессивностью, дает совет ребенку оставить это пустое увлечение: «Мы не колония Запада. Пусть они там лучше учат русский». Не правда ли — забавный совет, звучащий от человека, свободно владеющего несколькими иностранными языками?

В тридцатые годы прошлого века повсеместно звучал лозунг: «Жить стало лучше — жить стало веселее». Не все сразу. Пока жизнь не становится лучше, но зато стала заметно веселее.

Слава богу, есть люди, в которых имеющийся в жизни комизм вызывает естественную реакцию — смех. Способность к такой реакции — явление положительное: оно есть проявление любви к жизни, жизнерадостность. Худо, когда это качество отсутствует у педагога. Недаром Чехов своего человека в футляре изобразил педагогом. А Белинский в очерке «Педант» пишет: «Да, я непременно хочу сделать моего педанта учителем словесности. Преподавателям, неспособным понять и разделить хороший смех детей, не понимающим шуток, не умеющим никогда улыбаться и посмеяться, следовало бы рекомендовать переменить профессию».

А посему не будем уподобляться отрицательным литературным педагогическим персонажам. Коллективный юмор поможет сохранить умственное здоровье. По неизбывной советской традиции заканчиваю свое поздравление коллег и примкнувших к ним родителей с детьми праздничными призывами:

Ударим по разгильдяйству и унынию!

Создадим виртуальную гильдию веселых педагогов!

С датским приветом — Евгений Ямбург.

Свежие материалы "МК" к 1 сентября читайте в нашем специальном сюжете.

Сюжет:

Снова в школу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру