Без торжества, но с Рождеством!

Как пост - не только ограничение в еде, так и православие - не только высшие иерархи РПЦ

Несмотря на то, что Рождество объявлено официальным государственным праздником, ощущение большого и значимого события нет, что особенно заметно на фоне массового празднования Нового года.

Как пост - не только ограничение в еде, так и православие - не только высшие иерархи РПЦ

Эти впечатления подкрепляются цифрами соцопросов. Из 72% называющих себя православными лишь 55% заявили, что верят в Бога. Регулярно в богослужении участвует менее 10% православных, более половины бывают в храмах лишь дважды в год – на Рождество Христово и Пасху. 72% - это, скорее всего, в большинстве своем не верующие люди, а воспитанные на православной культурных традициях. И только для 10% воцерковленных Рождество - истинный праздник.

Почему так происходит? Виновата коммунистическая идеология, которую десятилетиями насаждали в нашем обществе? Ну, да, конечно. Объяснение вполне комфортное. Не мы плохие христиане, а идеология была не та. Неправильная, не православная. Тем удивительнее слышать, что об этом говорят сами священнослужители. Например, архиепископ Гродненский Артемий:

"На коммунизм это не спихнешь. Я люблю повторять, что абсолютно всегда и абсолютно во всем виноваты христиане. Если они, будучи солью этой земли, допустили на ней разложение — значит, вся соль из них давно вышла. В отношении Рождества это тоже справедливо. Воруют обычно то, что плохо лежит. И если Рождество у нас украли, значит, оно лежало бесхозным. Я говорю о том, что христиане за всеми этими внешними атрибутами забывают о сущности. Спросите, в чем смысл Пасхи — и вам наверняка ответят, что он заключается в освящении куличей и яиц. Да елочка, да колядки, да подарки, но в первую очередь — Христос".

Эксперты прогнозируют, что количество православных будет сокращаться. Причин для такой тенденции много. Пожалуй, главная из них – безусловная поддержка современного российского государства в лице его лидера Владимира Путина высшими иерархами РПЦ. В буквальном смысле «Путин – наше все». Наиболее ясно идею преданного служения власти сформулировал протоиерей Александр Шумский: «Мы будем молиться о здравии нашего вождя Владимира Путина и воздвигнем прочную молитвенную стену между ним и злыми рыбами. Пусть они (речь идет, как всегда, о либералах - Г.Я.) в бессильной ярости скользят зубами по стеклу океанариума».

К этому стоит добавить череду скандалов, в которых, так или иначе, оказался замешанным Патриарх. Ряженые казаки и ряженые депутаты своей борьбой за нравственность также не добавляют РПЦ авторитета. Как и агрессивность по отношению к тем, кто думает и поступает иначе. Многих раздражает показное стояние со свечкой в телевизоре первых лиц государства. Да много чего еще внутри и вокруг церкви творится несимпатичного.

Так что, вполне возможно, что количество граждан России, считающих и называющих себя православными, сократится. Но я знаю точно, что это не коснется (или почти не коснется) тех самых 10% людей воцерковленных.

Многие из них считают Путина гарантом стабильности, и, думаю, для этого есть основания. К тому же имперское мышление им близко и понятно: Святая Русь – Великая Россия. Но даже сомневающиеся не осудят Патриарха. Если Бог – отец небесный, то Патриарх – отец земной. Даже если Патриарх трижды неправ, нельзя его осуждать. Так ответит вам любой воцерковленный человек.

Как рождественский пост - не только ограничение в еде, так и православие - не только высшие иерархи РПЦ.

Было бы нелепо и опрометчиво судить о русском православии лишь по словам и поступкам его священноначалия. Это примерно то же самое, что оценивать российское общество по законодательному бреду депутатов Госдумы.

Лицо церкви - ее приходские священники. Сельские и городские. За последние пятнадцать лет мне посчастливилось познакомиться с самыми разными сельскими и городскими попами. Они и в личностном смысле все очень разные. Либералы и консерваторы. Умеренные и радикалы. Красноречивые и косноязычные. Внимательные и не очень. Поэтому в одном и том же храме к одному священнику на исповедь длинная очередь, к другому – несколько человек.

Они далеко не всегда разделяют мнение своих начальников (из моих знакомых священников никто не одобрил запрет на усыновления сирот американцами), но почти всегда подчиняются жесткой церковной дисциплине, точно такой же, как в армии. Но если в армию нередко попадают против своей воли, то священнослужение - абсолютно добровольный и осознанный акт.

Они редко публично говорят о политике. Я ни разу не слышал в проповедях обсуждения текущего политического момента. Главный разговор всегда идет о душе, о ее спасении, о необходимости безоговорочной веры в Бога. В проповедях священники любят цитировать это место из Евангелия от Матфея: «И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?».

Спор о вере и безверии в принципе бессмыслен. Вера или есть, или ее нет. Вера в Бога – дар, который не каждому дан. Отсюда и столько маловерных. Я тоже из таковых. По воде бы не пошел.

Нередко мы судим о деятельности священников по марке машины, на которой они ездят, по стоимости тех или иных обрядов; рассуждаем про продажу религиозной утвари в храмах и т.д. и т.п. Это все имеет место быть. Но не это главное, точнее, это вообще неважно.

Правда, глава РПЦ считает иначе. "Давайте подумаем о том, чтобы мы использовали такие транспортные средства, которые недоброжелатели не будут использовать в качестве повода для дискредитации духовенства... Я призываю вас к умеренности и к разумному подходу, который должен, в том числе, снять соответствующее обвинение с церкви и духовенства", - заявил Патриарх Кирилл накануне Нового года на епархиальном собрании Москвы .

Но, мне кажется, ошибается Патриарх. Даже если священники будут ездить на велосипеде, всегда найдутся желающие бросить камень. Это такая у нас традиция, замешанная на зависти и немотивированной агрессии.

Наши православные священники полностью отдают себя на служение другим. Это не пафос - констатация факта. Есть, как и везде, исключения. Но они лишь подтверждают правило. Мы полагаем: раз они служат Богу, то должны заботиться и думать о нас. Поэтому литургии, требы, исповеди, беседы идут практически круглосуточно. Мы приходим к ним, считая свои проблемы самыми главными и важными, свою исповедь и свое здоровье основными. Каждый хочет высказаться, выговориться.

А еще они ходят к старикам и больным, ездят по больницам и тюрьмам. С каждым надо поговорить, каждого выслушать. Видеть столько людского горя и несправедливости - и при этом не озлобиться.

Перед Новым годом с моей женой случилось несчастье. Сломала ногу. Спасибо врачам. Ногу поставили на место. Но душевное состояние супруги оставляло желать лучшего. Без звонка и без приглашения в больницу приехал отец Владислав, священник одного подмосковного прихода. Узнал о нашей беде и приехал. (Батюшка крестил обеих внучек. Причем младшая внучка живет в Москве. Ехать до храма далеко. Но молодые родители решили – только отец Владислав.) В больничной палате он провел около двух часов. После его приезда дела у жены резко пошли на поправку. Нога ногою, но думать надо о душе. Дело было в воскресенье вечером. До дома ехать более ста километров. И так каждый день.

Не будем забывать, что батюшки в большинстве своем многодетные отцы. Собственным детям тоже нужно внимание. Отец Павел, про него я недавно писал в "МК", у которого четырнадцать детей (шестеро - приемные), почти полгода в свободное от службы время навещал смертельно больного человека. Ездил вместе с детьми. Сажал их в микроавтобус (подарок столичного правительства) и в путь.

А другой знакомый батюшка вместе с матушкой для своих детей и детей друзей организовал летний лагерь. Потом присоединились дети друзей друзей. И так много лет. Живут в палатках. Дети сами готовят, культурную программу обеспечивает матушка. Тематические вечеринки, походы, бальные танцы, конкурсы, песни под гитару у костра. Для московских детей это вообще нечто сногсшибательное. Они туда ездили и ездят годами. Ездят так давно и так дружно, что сыграли уже несколько свадеб.

Таких примеров можно привести великое множество. Но об этом не принято распространяться. Зачем говорить о том, что является нормой жизни?

Половина из тех 72% граждан России, назвавших себя православными, в церковь ходят два раза в год – на Рождество и на Пасху. Они, как кто-то сказал, «празднуют Рождество Христа, а самого Христа не очень-то празднуют». Но это уже наши проблемы, а не богочеловека. Он сделал все, что мог.

С праздником!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру