Волк с Уолл-стрит, ну, погоди!

Из всех искусств для нас вреднейшим является западное кино?

Из всех искусств для нас вреднейшим является западное кино?
Кадр из фильма.

В России жуткое количество телеканалов — по некоторым подсчетам, больше четырехсот, но все время открываются новые и новые. Раньше были просто каналы, потом по сферам интересов, теперь буквально по профессиям и хобби: хочешь рыбу ловить — есть канал про это, хочешь червяка к рыбе накопать — и про это канал есть. Говорят, сейчас дебатируется вопрос об открытии канала для любителей живописи под названием «Малевич» — там круглые сутки будут показывать его известнейшую картину «Черный квадрат».

То есть экран будет черным, и все. И знаете, я буду счастлив подписаться на этот канал, потому что иногда лучше смотреть на черный экран, чем на то, что показывают в цвете и звуке.

Так вот, я совсем не о политике, я о кино.

Это только кажется, что кино, особенно зарубежное, в нашей стране не имеет отношения к политике. Еще как имеет, причем независимо от содержания. Даже если там целуется влюбленная пара, то это политика в чистом виде.

Когда-то вождь мирового пролетариата В.И.Ленин сказал фразу: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино!». Цитируя эту фразу, обычно отрезают ее окончание, потому что тов. Ленин сказал «кино и цирк». Но важно не это. А то, что уже в те далекие годы, когда кино было представлено мутными картинками да тапером в кинотеатре, тов. Ленин понимал важность массового зомбирования населения какой-то идеей.

Главное — показывать правильные, нужные для государства вещи!

И в советские времена вопрос показа западного фильма решался на государственном уровне. Гэдээровские фильмы пропускали, потому что там были хорошие индейцы и плохие белые. «Этот безумный мир!» — потому что там люди сходят с ума по доллару.

А вот с «Фантомасом» уже были сложности. За игрой Луи де Фюнеса просматривались зажиточные реалии Франции — машины, квартиры, ухоженные подъезды, улицы без ям. Мы, школьники, сбегали с уроков и смотрели фильм всем классом. Далее сеанс останавливали, перед экраном появлялась директор школы и выводила нас из зала гуськом.

И такое было.

Западное кино всю мою жизнь было врагом моей страны — так получалось.

В детстве, как видим, оно развращало мое шаткое сознание, показывая красивые вещи и не заплеванные подъезды. В юности-отрочестве борьба пошла за мою душу. Рейган назвал Россию «империей зла», поэтому ответно врагом стали «Рокки», «Рэмбо» и «Звездные войны». Фильмы зрителям не показывали, но «Рокки» — невероятной силы поэму о преодолении себя, о мужестве идти наперекор судьбе — назвали «воспеванием насилия»; «Рэмбо» — ленту о свободе выбора и, по сути, о противостоянии личности государственной машине — назвали «антисоветским фарсом», ибо герой служил в Афганистане на стороне врага. Ну а комикс «Звездные войны» был назван «притязаниями США на мировое господство».

Кино — это кино. Так считали те, кто его снимал.

Кино — это политика. Так считали власти СССР.

Давно ушли в прошлое советские времена. Кино перестало быть идеологическим пугалом, однако в России вопросы к нему остались.

Теперь это вопросы денежные. Почему, грозно вопрошают премьеры-президенты-министры, на западное кино ходят больше? Неужто сами такое сделать не можем?

Читатель легко может вспомнить, как в славной Думе и в прессе дебатировались вопросы ограничения показа западных фильмов. Все вспоминали Францию и требовали, как там, немедленно ввести процент на показ фильмов «с той стороны».

Не прошло.

Тогда стали требовать повысить цены билетов на западные фильмы, чтобы часть этих денег шла на создание российских. Прошло или не прошло — неизвестно, но факт остается фактом: стоимость билетов у верхней кромки, а российского кино с гулькин нос. Все российские блокбастеры создаются исключительно при громадном денежном вливании государства.

Однако и эти времена рассуждений — как обкорнать импортное кино, чтобы склепать свое, — тоже канули в Лету.

Начался третий этап. Это произошло тогда, когда Дума осознала свое истинное назначение как фабрики запретов всего и вся. Тогда наехали на курево в кино, на показ там сцен «насилия», а также употребления наркотиков и алкоголя. Законы лепили, не думая о последствиях, и сами потом не успевали опровергать слухи, говоря, что запрещать «Ну, погоди!» не будут, хотя непонятно почему — ведь курящий Волк там гордо ходит по мультяшным улицам, как бы приглашая ребенка: «Ну, закури!»

Потом пошла антигейская волна, и под вопросом оказался не только мультик «Голубой щенок», но и любое кино, где один из героев гей. Ибо все — и мультик, и любую сцену с куревом, выпивкой и всем прочим — можно было выдать за «пропаганду», а за это гигантские штрафы и уголовные сроки. Снова пришлось стыдливо заявлять, что фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!», а также шедевр «В джазе только девушки» с экранов не исчезнут, хотя и там, и там дяди старательно переодеваются в теть, демонстрируя пользу от такого решения.

Законодательным наездам на западное кино не было числа: вначале депутат Железняк предложил ввести квоты на российские картины в кинотеатрах — не менее 20%. Нарушителям — штраф до 400 тыс. рублей. Дальше Железняка пошел депутат Литвинцев из ЛДПР, предложивший ввести квоту на съемки в России: создание фильма на территории России возможно только при условии, если не менее 60% актерского состава являются российскими гражданами, а среди остальных создателей фильма россиян не менее 40%.

То есть, чтобы получить право снимать в России очередной «Крепкий орешек», нужно было ввести в американскую съемочную группу толпу россиян — монтажеров, режиссеров, актеров; такова должна быть плата за право снять машины, мчащиеся по Садовому кольцу.

Мир все менялся, менялась даже Северная Корея, где власти решили показать своим гражданам пусть старый, но настоящий американский боевик «Top Gun».

И это в той самой Корее, силуэт которой ночью со спутника выглядит как канал «Малевич» — темное пятно рядом с блистающей огнями другой, Южной Кореей. И это в той самой Корее, где отныне разрешен только один вид мужской стрижки — как на голове любимого Ким Чен Ына. Более того, выясняется, что мир вообще уходит от киноквот, ибо они бессмысленны при торрентах в Интернете. Те страны, которые ранее ввели квоты, от них отказываются.

Но Россия идет обратно и снова берется за кино — в этот раз как за дубину, ибо нужен ответ на санкции Запада. А чем лучше ответно укусить как не запретом западного кино?

И вот депутат Шлегель совсем недавно снова предложил ограничить показ западного кино. «На мой взгляд, сейчас настал именно такой момент, когда эта инициатива может быть принята», — сказал г-н Шлегель. Да, в чувстве момента ему не откажешь — почему бы не ударить рублем по миллионным доходам западных кинокомпаний в России?

Отметим главное: пока что ни одно из этих эксцентричных предложений так и не было принято. Видимо, Дума понимает, что ленинский тезис о «важнейшем искусстве» остается актуальным — россияне ведь требуют не только хлеба, но и зрелищ. Однако — поскольку правая рука пишущих ограничительные законы не знает, что делает левая, — уже имеются жертвы.

Центральный суд Новосибирска штрафует местные кинотеатры за показ фильма «Волк с Уолл-стрит» (за «пропаганду наркотиков»!) на 4 миллиона рублей. Кинопрокатчики протестуют, машут прокатным удостоверением Министерства культуры, само министерство осуждает приговор…

Но где было это министерство, когда писали и принимали закон, позволяющий подвести под статью очередной великолепный фильм Мартина Скорсезе?!

Короче говоря, западное кино в России как бедный родственник. Нет, формально этот родственник богат, он собирает в России миллионы рублей, которые текут не только за границу, но и российским кинопрокатчикам. А еще — в виде налоговых отчислений — деньги текут в бюджет России.

Так как же можно резать курицу, несущую золотые яйца?

Выясняется, что можно. Потому что нужна наша курица. Российская и патриотичная.

И неважно, что ее пока нет, нет этого российского кино, которое должно занять эти 50% проката. Это все неважно — патриотизм бежит впереди логики.

Но российский зритель это переживет. Он все повидал на своем веку. Он, как я, бегал с уроков смотреть Фантомаса, он подписан на нишевые киноканалы на спутнике, он умеет смотреть кино в Интернете.

Зритель обязательно посмотрит свежее, хорошее западное кино и будет полон впечатлений.

Вот кто будет пуст, так это бюджет. Он будет пуст от бездумных глупых запретов.

Но это уже проблема депутатов.

Ведь кто может лучше всех навредить собственной стране как не собственные законотворцы, наполненные патриотизмом и жаждущие пиара?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру