ХХХ
Почему – Северный Ад? Так гонку, которая проводится, кстати, аж с 1896 года, прозвали давным-давно: ещё после Первой мировой войны.
И не только потому что мчались велогонщики от Парижа до Рубэ, что недалеко от бельгийской границы, по местам недавних сражений, усеянным воронками и окопами.
А потому что – брусчатка. Почти 255 километров трассы, ныне стартующей в городке Компьень, просто нашпигованы ею – по булыжникам гонщики трясутся более 50 км!
ХХХ
Брусчатка – это вам не горы. Это покруче даже.
Выдерживают эту тряску немногие. Да что говорить, вы сами попробуйте проехать в такой адской обстановочке хоть километр-другой…
- Те ребята, что стартуют сейчас на Париж–Рубэ в первый раз в жизни, пока даже не вполне понимают, что им предстоит, – щурится на утреннее воскресное солнце генменеджер славной нашей «Катюши», 3-кратный олимпийский чемпион Вячеслав Екимов. – Постарался им объяснить. Доходчиво. На собственном опыте.
ХХХ
Екимов – сам в недавнем прошлом топ-гонщик. Собственно – единственный человек из России, поднимавшийся на пьедестал в Рубэ.
Было это ровно 10 лет назад – в 2003 году.
- Конечно, та гонка мне больше всего и запомнилась, – удивляется моему вопросу про «самый памятный Северный Ад» Слава (ой, уже – Вячеслав Владимирович). – Пьедестал пьедесталом, но я же её вообще выиграть должен был. Ехал первым. Но будущего победителя бельгийца Петера ван Петегема мотоциклисты из сопровождения фактически привезли ко мне. Проиграл ему доли секунды.
Понятно и ежу: за мотоциклами ведь, кто бы там ни сидел – фотографы ли, телевизионщики ли, организаторы ли – куда легче, они тащат за собой.
- И если сегодня, допустим, Фабиан Канчеллара уедет в отрыв, – первым делом, ясное дело, на ум приходит знаменитый швейцарский гонщик по прозвищу Спартак, – преследователей к нему также «подтащат»?
- Нет, думаю, если так случится, мотоциклы будут перед ним ехать – снимать лидера спереди…
- Так это же нечестно получается! – не могу удержаться от дилетантского (что уж с журналиста взять) восклицания.
- Ну что значит – нечестно? – вскидывает брови уже Екимов. – Как получается – так и получается.
Профи!
ХХХ
Тёзка Екимова – Вячеслав Кузнецов – один из тех, кто в 2013-м стартует на Париж–Рубэ впервые.
- Страшно, Слав? – спрашиваю у гонщика, с которым познакомились ещё зимой. На сборе «Катюши» в Австрии.
- Страшно интересно! – улыбается он. – Знаю, что будет тяжело. Но надо же испытать себя, правильно?
А ещё правильно – договориться пообщаться после финиша. И мы договариваемся.
ХХХ
С ходу ни Канчелларе-Спартаку, ни кому бы то ни было в отрыв уйти не удастся. Когда мы обгоним велосипедистов по объездным трассам и бросим якорь на финише 4-го «паве» (то есть отрезка с брусчаткой; а всего их 27, говорю же – Ад!), то вскоре увидим две плотные «пачки», как выражаются сами спортсмены.
Гонщиков «Катюши» разбросает по этим двум «пачкам». К отстающим (будут уже и такие), по счастью, наших не занесёт.
Но при этом одного из лидеров российской команды – норвежца с именем Алекс и типично норвежской фамилией Кристофф – будет украшать солидный слой грязи. Судя по всему – падение…
А падения на брусчатке – не редкость (некоторые цепляются даже за глупых зрителей, зачем-то вылезающих на трассу). В 2001 году до финиша так и вовсе добралось всего-то 55 гонщиков. А стартовало – 190!
ХХХ
«Замучаетесь пыль глотать!» – это же про Париж–Рубэ как раз.
На 2-м «паве» (для нас втором, конечно; для гонщиков – уже на 15-м, кажется) я это понимаю. На сей раз мы с коллегами располагаемся прямо в начале отрезка с брусчаткой. Хотя: начало, конец – какая разница… Обувь всё так же покрывается слоем пыли. Изрядным слоем.
Но обувь – ладно. Лица гонщиков! Лица у многих просто чёрные – после финиша ребята будут долго отмывать их в автобусе.
- Сегодня ещё хоть погода хорошая, – поясняют мне на ходу в штабе «Катюши». – Солнышко светит… А вот когда дождь льёт, лужи – тогда грязь забивает всё. Абсолютно! Очки, даже глаза – под толстым таким слоем грязи. Вот так потом веки оттягиваешь – и выковыриваешь её оттуда…
ХХХ
Финиш – на старом велодроме в Рубэ. И это тоже – фирменная фишка гонки. Нигде больше шоссейники на треке (пускай и открытом ветрам) не финишируют.
Атмосфера – что и говорить – фантастическая. Всем праздникам праздник!
Всё забито под завязку: понимаешь – люди реально ждут этого дня целый год… Ах, как они будут приветствовать Канчеллару, который в итоге и победит!
Приедет на велодром швейцарский Спартак, кстати, синхронно с бельгийцем Зепом Ванмарке: как Канчеллара ни будет стараться уехать в отрыв – не выйдет. И там они устроят… да-да, натуральный сюрпляс, привычный трековикам, но никак не шоссейникам же! И на финише гениальный швейцарец выиграет всё-таки буквально два-три колеса. И буквально рухнет на траву в сердце велодрома.
ХХХ
«Катюшинцев» в первой пятёрке не было. Наш во всех смыслах норвежец Кристофф – 9-й, выигравший в своей группе преследователей финишный спринт.
Неудача? Ни в коем случае! Давайте не ждать пока от нашей дружины суперпобед – после того, как команда выдержала беспрецедентную судебную битву с Международным союзом велосипедистов (UCI), пытавшимся лишить «Катюшу» права участвовать в главных гонках сезона…
Сейчас, мне кажется, важно – не побеждать, а просто быть на виду. Демонстрировать, что нас – не сломать. Да и разве таких, как Екимов и Кузнецов, сломаешь?
- Ощущения – непередаваемые! – Слава, который Кузнецов, как ни странно, вовсе не выглядит после гонки «живым трупом». Вот что значит – молодость!
- Ну теперь ты понимаешь, почему Париж–Рубэ называют – Северный Ад?
- Ещё бы не понимать! Слушай, всё болит. Всё! Вот – на руки посмотри. Сплошные мозоли…
- Босс твой и тёзка Екимов говорил, что после этой гонки неделю не мог даже ручку держать!
- Думаю, так и у меня будет. Даже не сомневаюсь.
- Мог бы лучше проехать?
- Да, кое в чём ошибся. Конкретно – с питанием. Нужно было что-то посерьёзнее есть, батончики, например. А не ограничиваться пищевыми гелями.
- А почему ты ограничивался?
- Хотел сэкономить время и силы. Всё же на батончики и того, и другого больше уходит. А гель чего – выдавил и порядок! В итоге сил на концовку и не хватило… Ладно, будем опытнее: на ошибках учатся, правда?
ХХХ
Конечно, Слава!
Неспроста же Екимов Вячеслав Владимирович сказал, что жалеет: поздно начал Париж–Рубэ ездить. Только в середине 90-х.
- А надо было – лет на пять раньше! – чуть заметно вздыхает. – Глядишь, и выиграл бы разок…
Что ж: прожитого, как в песне поётся, не вернёшь. Впрочем, это и без песни понятно.
Зато можно поделиться опытом с молодыми. С теми, кто хочет учиться.
С такими, как Кузнецов, например.
И тогда, может, у России появится ещё один призёр легендарной гонки. Которую, как я убедился, не зря называют Северный Ад…
Париж-Рубэ в цифрах
Минимальная разница между победителем и 2-м призёром гонки – 1 сантиметр. Именно столько разделило бельгийца Эдди Планкерта и канадца Стива Бауэра в 1990 году.
Француз Жильбер Дюкло-Лассаль в 1993-м взял Париж–Рубэ в 38 лет и 8 месяцев, что является рекордом долголетия для победителей гонки.
Рекордсмены Северного Ада – бельгийцы Роже Де Флеминг и Том Боонен, которые выиграли гонку по 4 раза. У Канчеллары это – 3-я победа в карьере.