Париж - Рубэ: «Спартак» победил в «Северном Аду»

Наш спецкор Алексей Лебедев проехал супергонку Париж–Рубэ

…Да, я её действительно проехал. В это воскресенье. От старта до финиша. Знаменитую – да что там, легендарную – велогонку Париж–Рубэ! Но – не в седле, конечно. На это даже не каждый матёрый велопрофи отважится – недаром гонку зовут Северный Ад. А в уютном автомобиле сопровождения российской команды «Катюша». Но насмотрелся всякого. И вам расскажу.

Наш спецкор Алексей Лебедев проехал супергонку Париж–Рубэ

ХХХ

Почему – Северный Ад? Так гонку, которая проводится, кстати, аж с 1896 года, прозвали давным-давно: ещё после Первой мировой войны.

И не только потому что мчались велогонщики от Парижа до Рубэ, что недалеко от бельгийской границы, по местам недавних сражений, усеянным воронками и окопами.

А потому что – брусчатка. Почти 255 километров трассы, ныне стартующей в городке Компьень, просто нашпигованы ею – по булыжникам гонщики трясутся более 50 км!

ХХХ

Брусчатка – это вам не горы. Это покруче даже.

Выдерживают эту тряску немногие. Да что говорить, вы сами попробуйте проехать в такой адской обстановочке хоть километр-другой…

- Те ребята, что стартуют сейчас на Париж–Рубэ в первый раз в жизни, пока даже не вполне понимают, что им предстоит, – щурится на утреннее воскресное солнце генменеджер славной нашей «Катюши», 3-кратный олимпийский чемпион Вячеслав Екимов. – Постарался им объяснить. Доходчиво. На собственном опыте.

ХХХ

Екимов – сам в недавнем прошлом топ-гонщик. Собственно – единственный человек из России, поднимавшийся на пьедестал в Рубэ.

Было это ровно 10 лет назад – в 2003 году.

- Конечно, та гонка мне больше всего и запомнилась, – удивляется моему вопросу про «самый памятный Северный Ад» Слава (ой, уже – Вячеслав Владимирович). – Пьедестал пьедесталом, но я же её вообще выиграть должен был. Ехал первым. Но будущего победителя бельгийца Петера ван Петегема мотоциклисты из сопровождения фактически привезли ко мне. Проиграл ему доли секунды.

Понятно и ежу: за мотоциклами ведь, кто бы там ни сидел – фотографы ли, телевизионщики ли, организаторы ли – куда легче, они тащат за собой.

- И если сегодня, допустим, Фабиан Канчеллара уедет в отрыв, – первым делом, ясное дело, на ум приходит знаменитый швейцарский гонщик по прозвищу Спартак, – преследователей к нему также «подтащат»?

- Нет, думаю, если так случится, мотоциклы будут перед ним ехать – снимать лидера спереди…

- Так это же нечестно получается! – не могу удержаться от дилетантского (что уж с журналиста взять) восклицания.

- Ну что значит – нечестно? – вскидывает брови уже Екимов. – Как получается – так и получается.

Профи!

ХХХ

Тёзка Екимова – Вячеслав Кузнецов – один из тех, кто в 2013-м стартует на Париж–Рубэ впервые.

- Страшно, Слав? – спрашиваю у гонщика, с которым познакомились ещё зимой. На сборе «Катюши» в Австрии.

- Страшно интересно! – улыбается он. – Знаю, что будет тяжело. Но надо же испытать себя, правильно?

А ещё правильно – договориться пообщаться после финиша. И мы договариваемся.

ХХХ

С ходу ни Канчелларе-Спартаку, ни кому бы то ни было в отрыв уйти не удастся. Когда мы обгоним велосипедистов по объездным трассам и бросим якорь на финише 4-го «паве» (то есть отрезка с брусчаткой; а всего их 27, говорю же – Ад!), то вскоре увидим две плотные «пачки», как выражаются сами спортсмены.

Гонщиков «Катюши» разбросает по этим двум «пачкам». К отстающим (будут уже и такие), по счастью, наших не занесёт.

Но при этом одного из лидеров российской команды – норвежца с именем Алекс и типично норвежской фамилией Кристофф – будет украшать солидный слой грязи. Судя по всему – падение…

А падения на брусчатке – не редкость (некоторые цепляются даже за глупых зрителей, зачем-то вылезающих на трассу). В 2001 году до финиша так и вовсе добралось всего-то 55 гонщиков. А стартовало – 190!

ХХХ

«Замучаетесь пыль глотать!» – это же про Париж–Рубэ как раз.

На 2-м «паве» (для нас втором, конечно; для гонщиков – уже на 15-м, кажется) я это понимаю. На сей раз мы с коллегами располагаемся прямо в начале отрезка с брусчаткой. Хотя: начало, конец – какая разница… Обувь всё так же покрывается слоем пыли. Изрядным слоем.

Но обувь – ладно. Лица гонщиков! Лица у многих просто чёрные – после финиша ребята будут долго отмывать их в автобусе.

- Сегодня ещё хоть погода хорошая, – поясняют мне на ходу в штабе «Катюши». – Солнышко светит… А вот когда дождь льёт, лужи – тогда грязь забивает всё. Абсолютно! Очки, даже глаза – под толстым таким слоем грязи. Вот так потом веки оттягиваешь – и выковыриваешь её оттуда…

ХХХ

Финиш – на старом велодроме в Рубэ. И это тоже – фирменная фишка гонки. Нигде больше шоссейники на треке (пускай и открытом ветрам) не финишируют.

Атмосфера – что и говорить – фантастическая. Всем праздникам праздник!

Всё забито под завязку: понимаешь – люди реально ждут этого дня целый год… Ах, как они будут приветствовать Канчеллару, который в итоге и победит!

Приедет на велодром швейцарский Спартак, кстати, синхронно с бельгийцем Зепом Ванмарке: как Канчеллара ни будет стараться уехать в отрыв – не выйдет. И там они устроят… да-да, натуральный сюрпляс, привычный трековикам, но никак не шоссейникам же! И на финише гениальный швейцарец выиграет всё-таки буквально два-три колеса. И буквально рухнет на траву в сердце велодрома.

ХХХ

«Катюшинцев» в первой пятёрке не было. Наш во всех смыслах норвежец Кристофф – 9-й, выигравший в своей группе преследователей финишный спринт.

Неудача? Ни в коем случае! Давайте не ждать пока от нашей дружины суперпобед – после того, как команда выдержала беспрецедентную судебную битву с Международным союзом велосипедистов (UCI), пытавшимся лишить «Катюшу» права участвовать в главных гонках сезона…

Сейчас, мне кажется, важно – не побеждать, а просто быть на виду. Демонстрировать, что нас – не сломать. Да и разве таких, как Екимов и Кузнецов, сломаешь?

- Ощущения – непередаваемые! – Слава, который Кузнецов, как ни странно, вовсе не выглядит после гонки «живым трупом». Вот что значит – молодость!

- Ну теперь ты понимаешь, почему Париж–Рубэ называют – Северный Ад?

- Ещё бы не понимать! Слушай, всё болит. Всё! Вот – на руки посмотри. Сплошные мозоли…

- Босс твой и тёзка Екимов говорил, что после этой гонки неделю не мог даже ручку держать!

- Думаю, так и у меня будет. Даже не сомневаюсь.

- Мог бы лучше проехать?

- Да, кое в чём ошибся. Конкретно – с питанием. Нужно было что-то посерьёзнее есть, батончики, например. А не ограничиваться пищевыми гелями.

- А почему ты ограничивался?

- Хотел сэкономить время и силы. Всё же на батончики и того, и другого больше уходит. А гель чего – выдавил и порядок! В итоге сил на концовку и не хватило… Ладно, будем опытнее: на ошибках учатся, правда?

ХХХ

Конечно, Слава!

Неспроста же Екимов Вячеслав Владимирович сказал, что жалеет: поздно начал Париж–Рубэ ездить. Только в середине 90-х.

- А надо было – лет на пять раньше! – чуть заметно вздыхает. – Глядишь, и выиграл бы разок…

Что ж: прожитого, как в песне поётся, не вернёшь. Впрочем, это и без песни понятно.

Зато можно поделиться опытом с молодыми. С теми, кто хочет учиться.

С такими, как Кузнецов, например.

И тогда, может, у России появится ещё один призёр легендарной гонки. Которую, как я убедился, не зря называют Северный Ад…

Париж-Рубэ в цифрах

Минимальная разница между победителем и 2-м призёром гонки – 1 сантиметр. Именно столько разделило бельгийца Эдди Планкерта и канадца Стива Бауэра в 1990 году.

Француз Жильбер Дюкло-Лассаль в 1993-м взял Париж–Рубэ в 38 лет и 8 месяцев, что является рекордом долголетия для победителей гонки.

Рекордсмены Северного Ада – бельгийцы Роже Де Флеминг и Том Боонен, которые выиграли гонку по 4 раза. У Канчеллары это – 3-я победа в карьере.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру