Папарацци-неудачник

Шахматисты шутят

Сегодня в нашей веселой рубрике мы предлагаем вашему вниманию несколько веселых шахматных историй с неожиданным грустным финалом. Ну что ж, так бывает в жизни, ведь смешное и печальное часто идут рядом, а иногда их даже трудно разделить…

Шахматисты шутят
То самое фото, из-за которого разгорелся весь сыр-бор.

Исчезнувший гроб

Жуткая история приключилась с ответственным секретарем Шахматной федерации СССР Юрием Зарубиным в 1967 году. Во время международного турнира в Ленинграде умер шведский гроссмейстер Гидеон Штальберг. Катафалк с гробом должен был прибыть в Москва в Центральный шахматный клуб. В назначенный час собрались посол Швеции, сотрудники посольства, видные советские шахматисты и официальные деятели, все с траурными повязками. Но катафалка все не было и не было. Звонки в милицию ничего не дали. И тут в дверях клуба появилась помятая фигура Зарубина, отвечавшего головой за останки гроссмейстера. «Машина с гробом бесследно исчезла», - прошептал несчастный с выражением отчаяния на лице. Разразился такой международный скандал, что Зарубину впору было самому ложиться в гроб.      

Печальная традиция

Первые три шахматных короля – Вильгельм Стейниц, Эмануил Ласкер и Хосе Рауль Капабланка - умерли в разные годы в Нью-Йорке. Должно быть, там вздохнули с облегчением, когда четвертый король, Александр Алехин, нарушил эту печальную традицию, закончив свои дни в Португалии. Иначе Нью-Йорк приняли бы за «бермудский треугольник» для великих шахматистов и будущие чемпионы объезжали бы его стороной.

Как я расстроил Спасского

В 90-е годы Борис Спасский после почти 20-летнего отсутствия появился в Москве. Меня попросили встретить его и доставить с женой-француженкой Мариной на старую квартиру, в район Мосфильмовской, и, прощаясь, я сфотографировал семейную пару. Спасский не возражал, правда бросил какую-то шутливую реплику, которой я не придал значения.

В машине я задавал ему всякие вопросы, шахматные и нешахматные, а затем опубликовал диалог в «МК», естественно, снабдив его той самой фотографией собственного производства. Однако, когда Спасский увидел ее в газете, он, как мне потом передали, выразил крайнее неудовольствие. Целый год я ломал голову над тем, что же Спасского огорчило, и когда наконец снова встретил его, поинтересовался причиной.

Оказалось, что реплика, которую я тогда пропустил мимо ушей, была вовсе не шуточной. «Снимок для домашнего альбома», - как выяснилось, предупредил меня экс-чемпион мира. – «А на фотографии мы получились как бедные родственники», - пояснил он мне год спустя.

Я чуть было не стал оправдываться перед Спасским, мол, у нас каждый знает, что вы миллионер, и если в тот день поленились надеть пальто от Кардена, никто вас не упрекнет. Впрочем, решил воздержаться от дискуссий.

«Борис Васильевич, для домашнего альбома снимают жен и детей, - подумал я мысленно, - а вы не подходите ни под одну из этих категорий. Наверное, поэтому я и не воспринял ваше предупреждение всерьез. Уж извините». Но вслух я произнес только самое последнее слово.   Вот таким я оказался папарацци-неудачником.        

Еврейский вопрос

Занятные заметки, посвященные шахматной теме, опубликовал однажды писатель Владимир Солоухин.

...В Доме творчества в Ялта в вестибюле играли в шахматы два еврея, - драматург Леонид Зорин и поэт Григорий Поженян. Еще несколько евреев смотрели на их игру. Тут же сидел и я. Вдруг в вестибюль вваливается пьяный-препьяный Аксенов. Посидел, развалившись, в кресле и громко спрашивает:

- Вот скажи, Солоухин, почему все евреи хорошо играют в шахматы?

Я не нашелся тогда, что ответить на этот провокационный  выпад, а нашелся позднее, когда все разошлись, и сам я тоже пошел спать.

Ну почему же все? - должен был спросить я. - Садись, я тебя сейчас разделаю под орех.

И риска не было бы никакого. Уж с пьяненьким Аксеновым я бы как-нибудь управился. Да он и не сел бы со мной играть, а сел бы в галошу.

Просто замечательный текст! Какие неожиданные возможности раскрыл Солоухин в жанре портретов людей искусства. Теперь уже ясно, как надо писать. Например:

Русские Л. Толстой и С. Танеев играли в шахматы, а еврей И. Гинцбург лепил с русского Толстого бюст. В  шахматы  он  играть  не  умел.

Тем временем армянин А. Спендиаров (Спендиарян) писал в Ялте сюиту «Крымские этюды». В шахматах армянин Спендиаров тоже был не силен.

А на  даче, на отдыхе русский А. Чехов наблюдал за евреем И. Левитаном. Для  Левитана шахматы были темный лес. Неудивительно,  что русский Чехов сделал еврея Левитана героем своего рассказа «Попрыгунья».

Верится, что золотоносная жила, талантливо открытая Солоухиным, найдет еще  много  даровитых  разработчиков.

Подпись. То самое фото, из-за которого разгорелся весь сыр-бор. Фото Евгения Гика

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру