Россия отбрасывает коньки

Теперь главные соперники наших фигуристов — австралийские аборигены

Теперь главные соперники наших фигуристов — австралийские аборигены
Третьи призеры спринтерской эстафеты: Петухов и Морилов.
У сборной России в Ванкувере — необычные трудовые будни. Победой Евгения Устюгова в масс-старте снято многолетнее проклятие с биатлонистов: с 1994 года нашим стреляющим мужчинам “золото” в руки никак не шло. Есть медаль и в бобслее-двойке — первая с советских времен.

А вот суперсерия фигуристов, длившаяся ни много ни мало 46 лет, закончилась. Учитывая, что в женском одиночном катании нам надеяться особенно не на что, отечественные фигуристы остались в Канаде вообще без “золота”. Татьяна Домнина и выступающий с тяжелой травмой Максим Шабалин сделали все, что могли: они охотно признали свою “бронзу”, только вот теперь вынуждены вести трудный диалог с австралийскими аборигенами. Костюмы и сценические жесты наших фигуристов задели их за живое.

Евгений разбудил российский биатлон. Прошедшую часть Игр страшно далеки были биатлонисты от народа. Его надежд и чаяний. Устюгов выиграл “золото”, Ольга Зайцева добыла “серебро”.  

И все сразу поверили — наверстаем. Что можно, конечно, наверстаем. Хотя “можно” осталось уже и не так много.


Устюгов выиграл красиво. Он, конечно, много побеждал в этом сезоне, но так красиво, кажется, ни разу. Вот флаг не взял — жаль, конечно. Но точно знаем — не потому что игнорировал или выпендривался. Очень боялся не успеть туда, к финишу, за которым уже точно ничего не случится. Кроме счастья.  

— Я подумал, что отрыв не такой уж большой, мало ли что? Уступить с флагом — это был бы тот еще конфуз!  

Конфуз не случился, зато вместе с победой в Ванкувере Устюгов подобрал ключик к секретному сейфу, закодированному в 94-м году. Шестнадцать лет российские биатлонисты-мужчины олимпийского “золота” были лишены, кода не знали. Теперь успех надо только закреплять — чтобы годы не терять. А секрета, по словам Устюгова, и нет никакого, все, как обычно, беги быстро, стреляй чисто.  

— Когда уходил на последний круг вторым (после Хурайта), то думал: я чисто отстрелял! И, не в обиду Хурайту, — я посильнее ходом. Поэтому сразу взял инициативу в свои руки. И до какого-то момента не знал, кто идет сзади, чего от этих преследователей ожидать. Поэтому старался идти на отрыв, работать по максимуму.

* * *

Вечер следующего дня вновь принес рекорд. Только на сей раз из разряда “лучше бы не надо”. Стало ясно, что фигуристы в Ванкувере остались вообще без “золота”. Впервые за последние 46 лет. Оксана Домнина и Максим Шабалин завоевали “бронзовую” медаль. И, будем сразу честны, на другие пьедестальные места попасть и не могли.Конкурс Boscosport  

“О, боже! Вы можете себе представить: канадцы выиграли в фигурном катании танцы!” — двадцать минут поездки от дворца до основного пресс-центра канадская журналистка не могла успокоиться. Каждый по-своему, но все ее понимали.  

То, что бороться Максиму и Оксане за первое место вряд ли придется, стало ясно уже в Таллине, на чемпионате Европы. За три недели можно сделать многое, но вернуть потерянные из-за травмы месяцы тренировок нереально. Чудеса в спорте тщательно планируются и задолго оттачиваются. Это для нас они внезапны. Для спортсменов — труд не одного года.  

Жаль, что мы так никогда и не узнаем, что смогли бы сделать Домнина—Шабалин в Ванкувере, подойди они к Играм в хорошей форме. Мы до сих пор так и не узнаем, каков их потенциал, где начинается потолок.  

А вот потолок всего танцевального мира — на сегодняшний, только на сегодняшний день — показали канадцы Тесса Вирту и Скотт Мойр.  

— С канадцами сегодня, вы сами все видели, — нельзя было бороться, — говорит единственный в мире двукратный олимпийский чемпион по танцам на льду Евгений Платов. — И по оценкам, и по тому, что и как они показали, догнать их теперь будет очень сложно. Пока это потолок для танцев. Нет, для меня это не открытие. Хотя я и проиграл спор: говорил, что выиграют Дэвис—Уайт, а выиграли канадцы. Для первых двух мест других кандидатур не было. Они выросли в новых правилах, те же танцоры, что постарше, — переучиваются. Знаю, кто-то говорит: вот, они такие маленькие… Пусть они меньше других ростом, но, посмотрите, какие легкие, с какой скоростью делаются поддержки, с какой чистотой — выезды из поддержек. Конечно, когда партнерша маленькая — а они обе по сорок пять килограммов, — это, может, и проще, но плюс сумасшедшая работа, плюс тандем — хороший тренер и талант. Я канадцев видел еще в 2005 году на юниорском чемпионате и сказал: эти ребята порвут всех. В таком возрасте (а сейчас им по двадцать лет) так танго катать невозможно. У них есть дар, который с помощью гениальной работы отмуштрован как надо. С другими спортсменами так вряд ли получилось бы. Оксана с Максимом были первыми в обязательном танце — сто процентов. А вот в оригинальном и произвольном эти ребята настолько ушли от нас — ото всех, что догнать их сегодня было просто нереально. Абсолютно честное судейство: с первого места по четвертое — никаких вопросов.  

…Вот ведь парадокс: в самом скандальном виде фигурного катания, в самом предвзятом и субъективном мире в этот вечер царило полное единодушие: судейство справедливое. Значит, возможно и такое?  

— В чем, на ваш взгляд, секрет успеха тренеров Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой? — спросили журналисты президента Федерации России Валентина Писеева.  

— Они не гонятся за быстрым успехом, а сначала очень кропотливо работают над отдельными элементами. Все пары из группы Шпильбанда—Зуевой катаются очень чисто и на высокой скорости. К сожалению, мы в этом плане заметно отстаем. Не дорабатываем над скольжением в детско-юношеском возрасте. Научим ходить по льду — и сразу же вращения и поддержки делаем, а базы-то нет! Бросается в глаза уверенность этих пар. Чувствовалось, что они прокатывали свои программы не раз в неделю, как это практикуют наши тренеры, а чуть ли не ежедневно.  

Пришлось обратиться с этим вопросом к героям дня. Сколько прокатов требуется для таких олимпийских выстрелов?  

— Много. Много, — не скрывает Марина Зуева. — И надо было не только прокаты делать, но чистить элементы, работать над ними, потому что вложить такого качества и такой сложности элементы, как они исполнили сегодня, в программу, да еще и такую эмоциональную — это требует огромного труда. Я была сегодня спокойна, потому что, если можно подготовить две пары на 99 процентов, то они были так и готовы. Физически, морально и эмоционально. Шесть юбок поменяли в оригинальном танце у Тессы. А что? Я иногда на тренировках думала: это просто не может быть, что такой колоссальный труд, талант детей, талант тренера, хореографа не будет реализован. Два года назад они поняли, что будут выступать в Ванкувере, и мы вместе тренировались воспринимать это как нормальное явление. Я им говорила, что у них — талант. И что у них есть обязательства. Когда у тебя есть талант, ты должен его отдать.  

...“Мы стремились к “золоту”, но сложилось так, что завоевали “бронзу”, — это скажет Максим Шабалин. Никто не знает, кроме тренеров и Оксаны, как это “сложилось”. Проблемы с ногой, сорванный график тренировок, дурацкие претензии каких-то аборигенов, встречи с каким-то вождем местного населения и заигрывание с ним через национальные одеяла (ребята накидывали их на себя на глазах у всего мира), смена музыки из-за претензий автора… Многовато. Нет, чудовищно много. И — нелепо все, кроме травмы. Но и у них были те же обязательства.  

— Мы сегодня продемонстрировали лучший прокат произвольного танца, — скажет расстроенная и истерзанная всеми волнениями и ожиданиями Оксана Домнина. — Большего при всем желании сделать не могли. Травма? Не стоит об этом. Не хотим, чтобы в прессе писали: Домнина и Шабалин заняли на Олимпийских играх только третье место, потому что у Максима болит нога. Потому что неприятно слышать от некоторых людей, что колено — это только оправдание. За весь сезон мы ни разу не сказали о больном колене Максима.  

Они, правда, как могли увиливали от ответов. Отшучивались, огрызались, ерничали, отнекивались. При этом все видели на чемпионате Европы — а международных стартов-то в этом году и не было других, — как выпирает через тонкие брюки конструкция, поддерживающая колено. Видели и продолжали бесконечный спор: а надо ли было выступать в прошлом году, нет, еще раньше — тогда, на чемпионате Европы, сразу после операции. А что было бы, если… Эти разговоры не раз еще будут. Потому что ответа нет и не будет. Гадания не есть правда.  

— Они — молодцы, — говорит Евгений Платов про Оксану Домнину и Максима Шабалина. — Выступили здесь намного лучше, чем на чемпионате Европы. Чище, мощнее, и то, что получили бронзовые медали, — это абсолютно заслуженно. Конечно, хотелось бы большего, но на сегодняшний день это их лучший результат, и они сами понимали, что сделали все, что могли. Если бы не травма Максима, был бы другой разговор. Впрочем, спорить сегодня они могли бы только с американцами — за второе место. Наверное, всем нам нужно больше работать, просто шок — какая была проведена работа с чемпионами. Придраться к чему-то… Я лично только к вращению придрался, можно было лучше, но все остальное! Сколько времени понадобится нам, чтобы догнать? Я видел у нас шикарные детские пары. Поверьте, они есть. Скоро прорвемся.  

…Придется поверить. Хотя тот случай, когда утешать никого не надо. Мы просто вступили в новую танцевальную эпоху. Потрясающую. По-старому танцевать уже нет смысла. По-новому — надо научиться. Шпильбанд с Зуевой подтвердили, что готовы взять российские пары. Это счастье. И вызов нашим тренерам. Ответ узнаем через четыре года.

* * *

“Бронзовым” для России получилось 22 февраля. Набегали на третье место коньковым ходом и два лыжных дуэта: Коростелева—Хазова и Петухов—Морилов.  

“Мы с Коляном — молодцы, завоевали медаль для страны!” — так Алексей Петухов отреагировал на переданные кем-то слова о том, что тренер Юрий Чарковский выразил неудовольствие тем, как они с Мориловым построили бег. А потом даже добавил что-то из серии: “Да пускай сам встает на лыжи...” Это, конечно, уже на грани фола — но, с другой стороны, победителей-то не судят. А в нашей ситуации сейчас любая медаль — победа...  

Куда серьезнее представлялись претензии к Петухову со стороны специального жюри: якобы при передаче эстафеты он подрезал французского лыжника. Эдак могли и красную карточку Леше с Колей оформить, а значит — прощай, награда Ванкувера? Но в итоге все обошлось: желтая карточка — и тройка призеров остается неизменной!

* * *

Безусловный герой — американский горнолыжник Боде Миллер, ставший победителем Игр-2010 в комбинации после многих неудачных попыток. Так, 4 года назад в Турине от этого огромного парня Америка уже ждала подвига. Или даже — подвигов. “Минимум два “золота” возьмет Миллер. А он... уехал из Турина вовсе без медалей. И потом в разговорах с журналистами оправдывался тем, что от него слишком многого ждали. “Я был номером один в Олимпийской деревне, — объяснял Миллер, — мне буквально проходу не давали... Увы — я не смог справиться с этим грузом”.  

Но куда больше шуму наделало одно из следующих интервью. Он рассказал, что на Играх даром времени не терял: гулял с девчонками, а однажды вообще вышел на трассу, откровенно говоря, с похмелья. “Мне говорили: ты что, потерпеть чуть-чуть не можешь?” — поведал Миллер. — А зачем, позвольте спросить? Некоторые коллеги вели аскетический образ жизни. И выступили, представьте, даже хуже, чем я... Мне-то хоть будет что вспомнить!”  Миллер, что любопытно, шел к своему ванкуверскому “золоту” шаг за шагом: в скоростном спуске-2010 — “бронза”, в супергиганте — “серебро”... И вот — олимпийский триумф! Чем не сюжет для голливудского фильма? Впрочем, их тут, сюжетов этих, вообще хватает...

На что обиделись аборигены

В основе созданного номера российских фигуристов лежит танец, исполняемый посвященными членами племен, проживающих на австралийском полуострове Арнем-Ленд. Он является важнейшим ритуалом для аборигенов. Более того, коренные австралийцы считают кощунственным выступление пары с танцем, который предназначен для исполнения представителями только одного пола — либо мужчинами, либо женщинами. В первую очередь общины коренных жителей Австралии возмущены не самим фактом использования танца, а тем, как именно он исполнен. По словам профессора из Университета Нового Южного Уэльса Вивьен Джонсон, танец был задуман как комический, то есть культура племен Арнем-Ленда была выставлена на посмешище, а сами аборигены показаны как пещерные люди.  

В настоящее время в Австралии проживают 460 тысяч аборигенов, что составляет приблизительно 2% от всего населения Зеленого континента.

АНЕКДОТ ДНЯ

В связи с доброй традицией проводов российских олимпийцев молебном в храме Христа Спасителя у наших спортсменов появился особый олимпийский принцип: “Главное — не победа, а причастие”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру