Зомби бойцовского клуба

В столичных школах самообороны молодых людей учат воровать и убивать

  Не так давно в редакцию позвонила женщина. “Мне кажется, мой сын попал под жесткий психологический прессинг. В прошлом году ему исполнилось 18, а в этом возрасте — сами понимаете: дурные компании, выпивка, наркотики… Вот я и решила отдать парня в клуб боевых искусств. Примерно через месяц после начала занятий с сыном что-то произошло: он стал агрессивным, на любое мое замечание отвечает грубостью. А недавно из моего кошелька стали исчезать деньги. Как-то, разбираясь в ящиках, я наткнулась на несколько кусочков бумаги. На них было написано примерно следующее: “ругайтесь матом”, “украдите”. Я спросила у сына, что это такое. Он резко выхватил бумажку со словами: “Ничего особенного”. Недавно пришел с порезами на руках, ответив, что напоролся на осколок. Но мне кажется, это все последствия тренировок. Неужели подобными “левыми” методами учат самозащите? Помогите разобраться!”
     Отдавая ребенка в секцию дзюдо или карате, вы наверняка думаете: повзрослеет, ума наберется, настоящим мужчиной станет. Но не все клубы боевых искусств так безобидны, как кажутся на первый взгляд. “Унижайте”, “конфликтуйте”, “ругайтесь матом” — это не тренировка националистов. Это методика преподавания самообороны в одном из вполне легальных московских клубов, через который проходят до трехсот человек в год. “МК” решил проверить, чему на самом деле учат в клубах самообороны и в секциях боевых искусств.

     
     Один из крупнейших московских клубов самообороны предлагает несколько курсов, каждый из которых рассчитан на три месяца. За это время любому желающему предлагают освоить “моментальное введение в уличную драку” и быстрое “управляемое одичание для выживания”. На занятиях изучается комплекс “подлых приемов” — атаки на глаза, горло, пах, использование “подручных предметов” — стула, бутылки… Следующий курс предлагает освоить бокс. Причем упор делается на отработку так называемых грязных приемов — ударов головой и локтями по печени, селезенке, почкам и в солнечное сплетение. Последний курс знакомит с основами массовой драки, как стенка на стенку, так и один против группы. Ключевые слова — хаос, толпа…
     В конце каждого курса подопечным предлагают выдержать настоящие выпускные бои. А после тренировок ученикам выдают домашние задания. “Каждое задание рассчитано на один день… или на всю жизнь! Причем выполнять его надо неукоснительно — с утра и до вечера”. Для большей действенности разработчики инновационной методики предлагают повесить листок на стенку и не отступать от плана действий.
     Вот примеры заданий.
     “ Задание №11.
     Украдите!

     Воруйте… крадите… заимствуйте… Весь день тырьте какую-нибудь мелочь — только не зажигалки или ручки, их и так воруют друг у друга все подряд. Лучше очки, блокноты, сигареты или перчатки. Да, вас будет буквально корежить от стыда и страха, что все за вами наблюдают. Развивайте боковое зрение и не показывайте, что волнуетесь. Уличите момент и быстрым ловким движением спрячьте выбранную вещицу в карман, за пазуху или под мышку. И со скучающим видом идите прочь.
      Задание №24.
     Думайте о драке!

     Думайте о драке!
     Просто думайте о драке!
     Просто думайте о вашей драке!
      Задание №21.
     Унижайте!

     Сегодня вы будете заниматься унижением других людей.
     Если ваш “объект” унижения — близкий вам человек, не стыдитесь извиняться. Если человек вам не знаком, подумайте: он сам виноват, что попался вам в момент выполнения задания. Жизнь — она такая!”
     — Уже после нескольких тренировок нам начали выдавать домашние задания, которые мы должны были выполнять в течение дня. А на следующем занятии тренер требовал отчета: насколько тщательно мы подошли к исполнению возложенной на нас миссии, — рассказывает ученик клуба самообороны Дмитрий. — Первые “домашки” были вполне безобидными. К примеру, нужно было очень пристально смотреть на сидящих напротив пассажиров метро, автобуса, на коллег по работе. Обычно люди либо отводили взгляд, либо пересаживались на другое место. Но однажды у меня отобрали плеер…

* * *

     Через два месяца, как только основные приемы уже отработаны, на одной из тренировок ребятам выдают настоящие… ножи. Прежде чем приступить к бою, группа подписывает заявление, в котором значится, что в случае нанесения каких-либо травм тренер слагает с себя всякую ответственность.
     Как только “завещание” подписано, выключают свет…
     — Защитная форма была как обычно: ракушка да щитки на руки и ноги. Но мы очень удивились, когда неожиданно погас свет, — рассказывает Дмитрий. — Тренер постоянно кричал: “Давайте быстрей!” Одному парню полоснули по руке, попали прямо по запястью. Хлынула кровь. Другому порезали плечо.
     Правда, организатор клуба самообороны уверяет, что вся бойня с ножами — по сути обычный психотренинг, где основная задача — дать людям опыт обращения с оружием и попытаться пойти навстречу своим страхам.
     “Был прерывистый свет и звуковой фон — улица, крики, агрессивная музыка. Отрабатывались базовые приемы “нож на нож”, ранее изученные с деревяшками, — описывает новый подход к обучению тренер Стас на форуме клуба. — Докладываю: трупов не было, ссадины, легкие царапины не в счет. Единственное — один герой порезал руку, шла небутафорская кровь, был подвергнут медицинской обработке — и снова в бой со своими страхами! Ножи обычные — кухонные, которыми и наносят энное кол-во ударов в бытовых убийствах”.

* * *

     …Сперва учительница математики Марина очень обрадовалась, что ее муж получил место тренера в клубе самообороны. Тогда она еще не знала, что супруг будет отрабатывать приемы не на боксерской груше, а на ней… О судьбе Марины мы узнали случайно, наткнувшись в Интернете на ее комментарий к статье о клубе.
     “У инструкторов самообороны отличный опыт. Один из них — Алексей Сергеев (фамилия изменена) осужден Президиумом Московского городского суда по ст. 116 УК РФ — побои. Он смог справиться с матерью своей дочери. И прямо на глазах ребенка избивал и душил ее мать”. И подпись: “Потерпевшая”.
     Из материалов уголовного дела.
     “В ОВД района Хамовники с заявлением обратилась гражданка Егорова М.И. (фамилия изменена). Она обвиняла своего мужа в нанесении телесных повреждений. “Обвиняемый выкручивал мне руки и применил ко мне боевой прием”. Отец подозреваемого и единственный свидетель по данному делу факт нанесения телесных повреждений не отрицал. Обвиняемый объяснил свое поведение тем, что он таким образом ограждал свою дочь от избиения матерью. Однако отец подозреваемого не видел, чтобы сноха била внучку. Напротив, до ссоры девочка была в хорошем настроении и сказала, что пойдет играть к маме”.
     Савеловский суд осудил инструктора клуба самообороны по статье 119 УК РФ — угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и по статье 116 УК РФ — побои. Он был приговорен к году лишения свободы. Однако впоследствии Президиумом Мосгорсуда мера наказания была заменена штрафом как излишне вмененная.
     Правда, сама потерпевшая меру наказания “излишне вмененной” не считает.
     — Он просто озверел, стал выкручивать руки, а потом начал душить — я практически потеряла сознание. Мне было уже все равно, в глазах все потемнело. У меня остались ссадины на шее, следы удушения. Угрожал и словесно — говорил: “Я хочу тебя убить”, душил.
     Марина говорит, что ее супруг очень изменился именно после того, как поступил на работу в клуб самообороны. До этого инцидента он работал в школе учителем физкультуры. После суда из школы его, конечно же, попросили. Правда, тренер довольно быстро нашел себе новую работу. И тоже с детьми. Сейчас г-н Сергеев ведет уроки карате.
     — Я пришла к директору этой секции спросить, знают ли родители детишек, что их тренер проходил по уголовному делу. В ответ услышала: “А мне все равно! Как тренер он нас устраивает”.
     — Я обращалась и к организатору клуба, но тот меня попросту послал. Получается, что наличие судимости у тренера, занимающегося не только со взрослыми, но и с подростками, никого не интересует. Оплатил штраф — и может душить кого угодно! — возмущается Марина.

* * *

     Клуб самообороны “квартировался” в спортзале одного из московских колледжей. Должно быть, для большего вживления в обстановку на стенах в коридоре висели “показательные” плакаты. На одном из них изображена рука с розочкой (отбитое горлышко от бутылки, используемое в уличных драках. — Авт.) и подпись: “Это твое оружие”. На другом — начертанные на асфальте классики с лежащими в одном из секторов детскими трусиками и подпись: “Она уже доигралась!”
     Вопреки уверениям голоса в телефонной трубке девушек на тренировке почти не оказалось. Да и хиленьких пареньков на тренинге не было: все пришедшие учиться самозащите молодцы были, мягко говоря, атлетического телосложения. Непонятно, зачем им курсы самообороны, — к ним и время-то подойти спросить в темное время суток страшно. В общей сложности желающих обучиться уличной драке и улучшить свою физподготовку набралось человек пятнадцать — всех можно было сразу выставлять на ринг без подготовки.
     После 20 минут разогрева подошли к отработке приемов. Первый из них: один против группы нападающих. Человек встал в круг, а оставшаяся дюжина обступила его живой стеной и на чем свет начали “тренироваться”: ногой в пах, рукой в челюсть, в голову, под дых… По хлопку тренера избиваемый вставал в строй, а на добровольную экзекуцию шел новый боец. Причем это не были “учебные” удары — ребята рубились со всей силы. Человек в центре только закрывал лицо руками, забыв о защитной стойке.
     — Что вы как маленькие: “йа”, “йе”… Вы так же карикатурно будете кричать, если вас поймают в темном переулке? “Ты че, рамсы попутал, да пошел ты на …, м...к хренов!” Поняли, как надо? — наставлял тренер.
     Потом выключили свет, в зале стало совсем темно. Еще несколько минут ребята учились драться почти в полной темноте.

* * *

     Не так давно один из залов клуба закрыли: работники префектуры района, на территории которого он располагается, решили проверить, что за организация находится в здании переданного в их попечение детского клуба. И ужаснулись.
     — Мы пришли в клуб с судебным приставом, а там везде валяются эти листовки с заданиями. На столе стопка книг — “Самооборона для современной женщины”. Открыли это учебное пособие, пролистали несколько страниц, но на каждой странице всего одна рекомендация: “Будь уверена на 100%. Бей злодея по яйцам!” — рассказывает сотрудник префектуры. — Просто зомбирование какое-то. Заглянули в урну — а там окровавленная вата…
     Сейчас клуб ищет новый спортзал для проведения тренировок, а заодно и набирает новую группу: еще несколько десятков добровольцев будут стараться “покончить раз и навсегда с комплексами и страхами, которые мешают драться за свою честь, жизнь, здоровье”. Правда, оправданы ли подобные методы?
     
      Комментарии специалистов:
     Роман ЗУБРИЛКИН, инструктор Special force combat carate, инструктор по рукопашному бою спецподразделения “Российская армия”:

     — Здесь идет настоящая психологическая обработка, что крайне не рекомендуется, особенно в подростковом возрасте, когда психика ребенка еще не окрепла. У нас тоже используется психологическая практика, но это скорее дыхательные упражнения, ориентированные на расслабление и собранность. Сначала надо воспитать в человеке выдержку, сконцентрированность и только потом уже приступать к отработке боевых приемов. У нас каждое движение отрабатывается по нескольку месяцев, прежде чем ученики приступят к реальным спаррингам.
      Наталья БОНДЫРЕВА, психолог:
     — Безусловно, подобные психотренинги развивают природную жестокость человека. Особенно у подростков, психика которых во время переходного возраста еще очень нестабильна и подвержена всякого рода влияниям. Человек действительно чувствует себя увереннее, но это и развязывает ему руки. Любой положительный опыт дает разрешение на использование этого метода. Попробовав один раз и получив положительный опыт, подросток просто будет избивать более слабых сверстников.
      Сергей КУПИН, начальник спортивного управления Москомспорта:
     — Сейчас лицензирование в области физкультуры и спорта отменено. Это значит, что практически любой человек, с любым образованием и жизненными ценностями, может открыть подобную спортивную секцию.
      Лариса НИКИТИНА, начальник отдела госконтроля ЦСТ Москомспорта:
     — Лицензия на физическо-оздоровительную деятельность отменена в 2001 году. Как юридическое лицо эта организация, возможно, и зарегистрирована, но никакой лицензии или сертификата ей не требуется. Мы стараемся вести контроль за подобными организациями, но, так как она не принадлежит ни Москомспорту, ни Департаменту образования, там нас могут и не принять.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру