МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Рай»: «Золотой орел» и «Ника» помирились

Никита Михалков себе предпочел брата

В первом павильоне «Мосфильма» прошла XV церемония вручения кинопремии «Золотой орел». По итогам 2016 года главную победу одержал Андрей Кончаловский с фильмом «Рай». Так что идеолог премии Никита Михалков принес ему в жертву собственный проект «Экипаж». В это чудо многие еще не могут поверить.

Андрей Кончаловский. Фото: Геннадий Авраменко

Открывал церемонию министр культуры Владимир Мединский рассказом о коммерческих победах отечественного кинематографа в Год кино. Он обратился к зрителям: «Голливуд без вашего билета проживет, а вот наш кинематограф в вас нуждается». Весь вечер царила благодать, да вот только подпортил ее своим выступлением вечно непокорный Юрий Арабов.

Главная борьба развернулась между тремя картинами — «Экипаж» Николая Лебедева, «Дуэлянт» Алексея Мизгирева, «Рай» Андрея Кончаловского. Все ожидали сокрушительной победы «Экипажа» — детища продюсера Михалкова. Даже с мест подавали соответствующие реплики. Все привыкли к тому, что Михалков — триумфатор на собственной премии, даже сам себя награждает, как и год назад. В объективность «Золотого орла» не верят, уверены: все решает узкий круг, а не академики. Но получить его многие мечтают.

«Лучшим фильмом» стал «Рай», и «Лучшая режиссерская работа» — у Кончаловского. «Лучшей актрисой» стала Юлия Высоцкая, сыгравшая одну из главных ролей в этом фильме. Получая награду, она процитировала Владимира Мединского: «Эра русского кино наступила». Под этим лозунгом самодостаточности так бы и прошла церемония, опять-таки если бы не Юрий Арабов.

Награду Кончаловскому за лучший фильм вручала чемпионка по прыжкам Елена Исинбаева. Она забавно анонсировала собственные актерские наклонности и призналась, что тоже хочет «Орла», раз уж сама летает так же высоко, предложила кинематографистам снимать спортивное кино и себя в качестве потенциальной актрисы: «Это бомба. Я готова к работе. Я свободна». А Кончаловский говорил о том, как «после 55 лет в кино открыл дверь и вывалился в космос», обнаружил, что ничего не знает про язык кино. Он рассказал о своих героях, спасавших еврейских детей, о холокосте: «Наш фильм в какой-то степени вклад в то, чтобы это никогда не забывалось». А завершил речь словами примирения: «Спасибо, члены академии, от меня лично как президента другой киноакадемии — «Ника».

У «Экипажа» — награды за лучшую музыку (Артем Васильев), работу звукорежиссера (Алексей Самоделко), монтаж (Константин Ларченко), визуальные эффекты и мужскую роль второго плана, которую сыграл Сергей Шакуров. Поскольку режиссера фильма не было на церемонии, Шакуров обратился к нему виртуально — в Испанию: «Я по своей вредности отказался сниматься в «Легенде №17». А тут Лебедев меня достал. Ну что это за роль? Вспомогательного состава». Но сыграл он ее как главную и вполне может этим гордиться.

«Дуэлянту» достались награды за работу оператора (Максим Осадчий), художника-постановщика (Андрей Понкратов), художника по костюмам (Татьяна Патрахальцева).

А вот за лучший сценарий отметили возмутителя спокойствия Юрия Арабова. Получая награду, он благодарил академиков за поддержку утлой лодочки («Монах и бес» Николая Досталя) на фоне больших кораблей и перестрелок, посетовал на то, что сценарии никто не читает, даже режиссеры. Арабов рассказал, как живет в городе Кольчугине Владимирской области, где никто не знает о картине «Монах и бес». Если что-то там и можно увидеть, то мегафильмы. «Товарищи! Господа! Да это же проблема! Мы пустились в славную реформу, не отработав прокат. Не надо закрывать частные конторы…» — в общем, произнес речь на злобу дня по поводу бестолковых и губительных реформ, от которых кинематографисты готовы кидаться на стены.

В номинации «Лучший неигровой фильм» из трех претендентов выбрали Сергея Ястржембского с «Кровавыми бивнями». Он вспоминал о том, что это был за труд — 265 съемочных дней, 9 месяцев монтажа, десятки людей со всего мира. Вот цена этого «Орла». И поделился радостью: китайское правительство накануне Нового года заявило о запрещении торговли слоновой костью, против которой выступали авторы фильма. Ястржембский вывел на сцену жену и благодарил ее: «Без Насти я бы никогда не пришел в кино и ездил бы с мигалкой». Якутские «24 снега» — человеческое кино про коневода и его подопечных, живущих в условиях сурового якутского климата, — остались без внимания. И бюджет у этой картины не такой сумасшедший, как у конкурента. В стане документалистов назревает скандал из-за такого решения не академиков, а верхушки. Они считают, что их труд унизили.

«Лучшим анимационным фильмом» стала маленькая картина о любви «Кот и мышь» Натальи Чернышовой. Сразу трех «Орлов» получили создатели телесериала «Тихий Дон» — режиссер Сергей Урсуляк и продюсеры Мария Ушакова и Антон Златопольский. Среди телесериалов до 10 серий победил «Клим» Карена Оганесяна. В актерских теленоминациях «Золотые орлы» у Константина Лавроненко за «Клима» и у Ольги Погодиной за «Маргариту Назарову». Расчувствовавшаяся актриса призналась: «Я 20 лет шла к этой картине. Она для меня больше чем жизнь. Восемь лет я входила в клетку с тиграми». Ольга Погодина благодарила 11 тигров, с которыми довелось поработать, и рецензировала «Выжившего» с Леонардо Ди Каприо, подчеркивая его компьютерные достижения, тогда как в «Маргарите Назаровой» все по-настоящему. Но именно «Выживший» получил «Орла» в номинации «Лучший зарубежный фильм в российском прокате».

За роль второго плана также наградили Елену Яковлеву в «Самом лучшем дне» Жоры Крыжовникова. Она и сама не поняла, за что, только предположила: за то, что режиссер ей единственной не дал попеть караоке. У Юлии Ауг, которую на церемонии нарекли звездой арт-хауса, в «Ученике» покрепче работа. Но самая большая неожиданность — вручение приза за лучшую мужскую роль совсем еще молодому актеру Ивану Янковскому, который обошел Петра Федорова и Данилу Козловского. Уже при появлении в качестве «вручантки» Ирины Купченко обо всем можно было догадаться: столько у нее прекрасных работ было в дуэте с Олегом Янковским! Не зря его внук в день награждения посмотрел на статуэтку «Золотого орла», полученную дедом за фильм «Бедный, бедный Павел». Все сбылось. Ирина Купченко говорила о том, как здорово получать призы, когда ты молод. Кончаловский потом ей ответил: «В любом возрасте награды приятно получать. Даже в моем».

«Золотого орла» за вклад в кинематограф удостоен Василий Ливанов за галерею образов от Шерлока Xолмса до Крокодила Гены и Удава. Вручал награду Никита Михалков, в очередной раз вспомнивший о том, как Ливанов со своими собутыльниками — Тарковским, Кончаловским, Шпаликовым — отправляли его воровать у мамы водку, а потом позволяли сидеть рядом и смотреть на то, что с ними происходит после того, как они ее выпивали. Ливанов пришел при орденах и объяснил почему, припомнив фразу Фаины Раневской: «Нужно при каждом удобном случае надевать ордена, пока они не превратились в похоронные принадлежности».

Михалков появился в тот вечер с рукой в корсете. Правда, на сцену вышел как ни в чем не бывало, без повязки. И поскольку обозреватель «МК», преодолевая боль, приехала на церемонию с рукой в гипсе, то в кулуарах возник стихийный диалог на эту тему. «А с вами-то что?». Михалков ответил: «Лошадь. Сухожилие». Благородно. Это не то что поскользнуться на подмерзшей плитке в центре города.

В этот раз Михалков сам себя не наградил, как год назад, и даже фильм собственного производства принес в жертву картине брата.

— «Рай» собрал намного больше голосов академиков, чем другие фильмы, — сказал Михалков. — Это говорит о том, что наших коллег интересует поиск смыслов. Да, есть дорогое кино со спецэффектами, стрельбой, развлекательное, массовое. Оно собирает кассу. «Рай» не достигнет и тысячной части того, что могут собрать такие фильмы, как «Экипаж». Но появление «Рая» свидетельствует о том, что мы остаемся серьезной кинематографической державой.

— Вы согласны со словами Юрия Арабова?

— Да, конечно.

— Что-то с этим надо делать.

— Это правда. Для этого у нас существуют специально обученные люди.

— Но специально обученные люди почему-то ведут нас не туда.

— Я не согласен с вами. Четыреста кинотеатров появилось за последнее время в городах, где не было вообще ничего. Четыреста! И это там, где меньше ста тысяч жителей. Раньше они вообще ничего не имели, а сегодня у них есть залы с электронным оборудованием. У нас такого не было никогда.

В Москве вручили премию "Золотой орел-2017"

Смотрите фотогалерею по теме

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах