Перми показали новые формы

Актуальное искусство на фестивале “Территория”

Современный балет, театр в тюрьме, театр без явных причинно-следственных связей… IV Международный фестиваль современного искусства “Территория” в прямом смысле играет с огнем. Мы привыкли, что те самые “новые формы” расцветают только в Москве. А в провинции, где публика считается консервативной, куда лучше идут Шекспир да Чехов. Однако — прорыв. Город Пермь в эти дни знакомится с актуальным искусством в театральной сфере.  

Спектакли “Территории” в Перми играют не только в театрах, но и в Музее современного искусства, на автомойке, в парке аттракционов… Однако началось все с Театра оперы и балета, где пермяки увидели балет Большого театра, но не Москвы, а Женевы. Спектакль составили три разных постановки — “Пара-дис”, “Следуя страсти” и “Далеко”. Потрясающая пластика, безграничное владение телом — эти факты у пермяков сомнений не вызвали, и швейцарские танцовщики были буквально оглушены аплодисментами. А вот смысл? Сюжет? На эти вопросы ответили только те, кто дал себе труд задуматься. Это ведь не “Жизель”, не “Лебединое озеро”. Возьмем “Следуя страсти”: артисты перемещаются по сцене под хоры Баха, соединяются в немыслимые комбинации и снова отделяются друг от друга. Человеком управляет некая сила, противостоять которой невозможно. Это боль? Страсть? Вера?  

А “Смерть жирафа” лаборатории Дмитрия Крымова — это не Шекспир и не Чехов. Драматурга нет — спектакль сочинили сами актеры. Кипит чайник. Артисты накрывают шаткий столик… Но под барабанную дробь реалистический театр превращается в театр абсурда. Артисты в состоянии невероятной концентрации приподнимают столик и устанавливают его шаткие ножки на ярко раскрашенные столбики. Еще выше… Еще… Столик качается и едва не падает — с чашками, сахарницей… В итоге, прибавив на метр в высоту, ножки столика заканчиваются черно-желтыми копытцами. На одном крае столешницы появляется высокий пятнистый рулон бумаги с желтым шариком на конце. К другому краю приклеивается длинный хвост… И получается жираф. Появляется акробат… Прыгает… И вся эта красота феерически падает и разбивается вдребезги. Итак — умер жираф. На его похороны пришли разные товарищи. Они говорят разные монологи — монологи-откровения. Молодой человек с жирафьей шеей рассказывает, что папа от них ушел, когда ему было шесть лет. А он помнит, как они с папой гуляли, играли, и он его никогда ни за что не ругал… Монолог девушки, который она произносит на тарабарщине. Понять ничего нельзя, можно только догадаться, что жизнь не удалась. Клоун, который поет песню “Советский цирк — ты самый цирк из всех цирков”…

 Но первый монолог все же говорит сам жираф — не спрашивайте почему, это театр абсурда, в нем нельзя задавать вопросов.  

У фестиваля в Перми две аудитории: собственно пермские зрители и 122 студента театральных вузов из разных городов России. Впереди у них — режиссер Пиппо Дельбоно, спектакль в технике японского танца буто и “Театр в тюрьме”, то есть спектакль, поставленный в пермской исправительной колонии №29. Каждое мероприятие “Территории” — открытие, но никак не разочарование. А разочарованием фестиваля стала пока только отмена спектакля “Бедная Лиза” с Чулпан Хаматовой: у актрисы много дней не спадает температура, и друзья-актеры всерьез беспокоятся за ее здоровье.  

Пермь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру