Картинная жизнь д’Артаньянов

“МК” узнал, почему мушкетеры были двуносыми левшами

Когда писатель Александр Дюма выпускает первые главы “Трех мушкетеров”, его современник художник Жан-Луи-Эрнест Мессонье тоже рисует Францию XVII века. А именно — тех же мушкетеров в самых разных видах. Тогда, в середине XIX века, пошла мода на ту шикарную и безудержную эпоху, и не один только Дюма послужил толчком для этого. Доподлинно, между прочим, неизвестно кто на кого повлиял: Дюма на Мессонье или наоборот. А кто вдохновил Пабло Пикассо на создание портретов мушкетеров, которые теперь стоят миллионы? И как историческая тема попала в модерн? “МК” прошел по следам Дюма в искусстве.

“МК” узнал, почему мушкетеры были двуносыми левшами
Жан-Луи-Эрнест Мессонье. “Мушкетер”.

История без подвесок

Страсть к ушедшим временам в середине XIX века во Франции была повальной. Как известно, это обычно происходит тогда, когда окружающая действительность оставляет желать лучшего. Дюма был едва ли не самым сильным “двигателем” интереса французского общества к галантной эпохе. К слову сказать, свою эпоху современники Дюма галантной уже не считали. Читаем роман Дюма “Тысяча и один призрак”: “Я ищу общество, которое создает изящество, галантность, оно создавало жизнь, которой стоило жить (извиняюсь за это выражение, я не член Академии и могу себе это позволить); умерло ли это общество или мы его убили? У наших современников исчезает способность слушать. Войдите случайно в Палату в какой вам вздумается день и час. Держу пари сто на один, что вы найдете на трибуне лицо, которое говорит, а на скамьях от пятисот до шестисот лиц, которые не слушают, а постоянно прерывают. То, что я говорю, так верно, что в Конституции 1848 года имеется даже специальная статья, которая запрещает прерывать речи. Сосчитайте также количество пощечин и ударов шпаги, нанесенных в Палате со времени ее открытия — бесчисленное количество!” Вспоминаем Думу середины 90-х…

Рисунок Ивана Кускова.

Итак, страсть к истории прорвалась повсеместно и одновременно в разных областях жизни и искусства. К примеру, совершенно независимо от Дюма живописец Мессонье тоже трудился над созданием образа мушкетеров.

— Во второй половине XIX века историзм — общее для всей Европы направление, — рассказывает Мария Чапкина, эксперт в области книжной иллюстрации, один из самых знающих букинистов Москвы. — Тогда появляется разностильная мебель с элементами помпезности барокко. Потом прерафаэлиты, стремившиеся возродить раннеренессансное искусство. Во Франции к 30-м годам культ Наполеона постепенно сходит на нет. Как результат — революция 1948 года и всеобщее разочарование в современных реалиях. В этот период обращаются к временам мушкетеров, когда страна была сильной. Оттого одни идут читать Дюма, другие — Маркса.

Рисунок Мориса Лелуара.

Итак, один из тех, кто обращался “к временам мушкетеров”, был художник Жан-Луи-Эрнест Мессонье. Свою карьеру живописца Мессонье начал в 19 лет, когда заявился практически без гроша в кармане в Париж. Приехал он — нет, не из Гаскони — из Лиона и отправился в Лувр. Не покорять знатный двор, а копировать известных живописцев прошлого. В основном голландцев. Так он развивал в себе талант художника. Сначала, чтобы заработать, иллюстрировал книги, например, Библию, а к 1841 году созрел до своего первого шедевра, вошедшего в анналы истории — картины “Игра в шахматы”. Потом он сделает много повторений этого незамысловатого сюжета — двое мужчин в камзолах задумчиво и напряженно играют в шахматы. Вот он, быт старой Франции. Не пускаясь в передачу сильных душевных движений, Мессонье точно изображает сцены ушедшей эпохи. Его блестящая техника быстро делает его известным. Ка ртины, которые художник в основном писал маслом на дереве, — это портреты все тех же мушкетеров, дам и господ той Франции времен Людовика. Мессонье стал знаменит, а в историю искусства вошел еще и как баталист.

— Мессонье и Дюма были практически ровесниками, и еще неизвестно, кто на кого повлиял, — замечает Мария Чапкина.

Пабло Пикассо. “Мушкетер со шпагой”: проданный на аукционе Christia's

Лелуар — иллюстратор Дюма

Понадобилось полвека, чтобы у Дюма появились свои знаменитые иллюстраторы. Первый среди равных — Морис Лелуар. Когда будущий живописец родился, Европа уже вовсю зачитывалась романами Дюма. Лелуар проявил себя во многих областях искусства — как живописец, акварелист, гравер, книжный иллюстратор, художник театра и кино. Но вошел в историю как иллюстратор Дюма. Его звездный час настал в 1894 году, когда в парижском издательстве Calmann Levy решили выпустить юбилейное издание “Трех мушкетеров”, к 50-летию первой публикации романа. Лелуар сделал для той книги 250 рисунков. И сейчас часто можно увидеть современные переиздания “Трех мушкетеров” с этими рисунками.

Пабло Пикассо. “Мушкетер со шпагой”: проданный на аукционе Sotheby's

Вот один из самых динамичных рисунков художника — потасовка в Менге. Рошфор с заложенными за спину руками спокойно смотрит, как на д’Артаньяна нападает целая толпа. Одного ему удалось отшвырнуть на землю, но с разных сторон на голову сыплются удары плетью и даже сковородкой — напомним, что д’Артаньяну досталось от простонародья. А вот первое знакомство: Портос в щегольском черном камзоле, поникший из-за ранения Атос и д’Артаньян с горделивым взглядом. А вот умирает Констанция на руках любимого…

От других иллюстраций рисунки Лелуара отличает достоверность. Дело в том, что художник считался экспертом в области истории моды. Он даже основал Общество истории костюма в 1906 году, а в 1920 году подарил музею Карнавале свою коллекцию из 2000 костюмов и аксессуаров, которая заложила основу собрания парижского Музея моды.

Кстати, мушкетеры — не единственные герои Дюма, которых нарисовал Лелуар. Он иллюстрировал “Графиню де Монсоро”. И даже в 1928 году выступил художественным консультантом на съемках голливудского фильма “Человек в железной маске” по последнему роману трилогии Дюма о мушкетерах.

— Лелуар — обычный ординарный художник, — считает наш эксперт Мария Чапкина. — Но, несомненно, его рисунки стали эталонными.

Действительно, если уж вы встретите издания с рисунками мастера-француза, то это скорее всего будет Морис Лелуар. Однако в России были и свои иллюстраторы Дюма, не менее искусные.

Мушкетеры-левши от Ивана Кускова.

 Русский портрет мушкетеров

Впервые “Три мушкетера” на русском языке появляются в России через два года после выхода романа во Франции — в 1846 году, в Санкт-Петербурге. Вплоть до революции в разных издательствах появляются романы Дюма. В большинстве из них не указан даже переводчик, что, впрочем, было для книгопечатания того времени делом обычным. Первое качественное издание “Трех мушкетеров” с иллюстрациями появляется только в 1928 году. Выпускает его известное издательство Academia, славящееся прекрасным оформлением классических произведений мировой литературы. Перевел для Academia роман знаменитый Михаил Лозинский. Роман раскупили в два счета, поэтому на следующий год Academia выпустила дополнительный тираж романа с иллюстрациями Лелуара. Вскоре появляется и продолжение — “Двадцать лет спустя” в переводе А.А.Смирнова, с иллюстрациями другого француза — Фрэда-Монэ. А в 1931 году снова в Academia выходит другой роман Дюма — “Граф Монте-Кристо” с иллюстрациями того же Фрэда-Монэ и вновь в переводе Лозинского.

— Французские иллюстрации делались в основном как политипажи, то есть рисунки переводились с дерева, — объясняет секреты технологии Мария Чапкина. — А в Academia гравер Горин уже переводил рисунки с цинка, поэтому их качество было намного выше. К тому же книги выходили на качественной бумаге, и иллюстрации были четкими.

Так изобразил знакомство мушкетеров Морис Лелуар.

Самый известный русский иллюстратор Александра Дюма появился только после войны. Рисунки Ивана Кускова выходят в свет в конце 50-х. Но художник возвращается к ним снова и снова. Чтобы передать характер героев и дух времени, Кусков делает акцент на деталях. “Читаю книги разных эпох — художественные, даже научные. Много черпаю из них. А раньше просто срисовывал костюмы...” — пишет Иван Сергеевич. Он тщательно рисует каждую фигуру, украшения одежды, своеобразие ландшафта. Тем не менее любители творчества Дюма находят у него ошибки. Например, почему мушкетеры сражаются левой рукой с гвардейцами? Неужто они все левши? Отнюдь.

— Возможно, когда-то при печати рисунки получились зеркальные, — предполагает наш эксперт.

Как бы то ни было, сведений о жизни Ивана Кускова осталось мало, зато рисунков, кажется, бесконечно много. Он рисовал целые циклы, улучшая с годами каждую иллюстрацию. Так что Иван Кусков не обошел ни одной значимой сцены “Трех мушкетеров”.

Дуэль на арт-рынке

Пабло Пикассо тоже был страстно увлечен мушкетерской темой. Он рисовал усатых вояк со шпагами и так, и эдак. С трубкой, треугольным торсом и огромными ногами, то с голубым лицом и разъехавшимися по полотну глазами. Или рядом с обнаженной дивой, раздвинувшей ноги. В своем стиле, конечно, заставляющем коллекционеров выкладывать миллионы долларов.

В прошлом году между двумя мушкетерами Пикассо состоялась настоящая дуэль. Только не на улицах Парижа, а на торгах импрессионистов и модернистов в Лондоне. Два крупнейших аукционных дома, Christie's и Sotheby's, выставили на продажу картины Пикассо с одинаковыми названиями “Мушкетер со шпагой”. Оба написаны мастером на закате карьеры, когда художнику шел 88-й год. Более того — Пикассо писал картины одну за другой, первую 25 июля 1969 года, а вторую — на следующий день. Бой между коллекционерами обещал быть нешуточный, ведь только в мае 2009 года еще одного “Мушкетера” Пикассо продали с молотка за $14,6 млн. А дело было спустя пару месяцев, в конце июня. Мушкетера, рубашка и камзол которого явственно напоминают скелет, художник нарисовал в первый день. Он выставлялся аукционным домом Sotheby's и оценивался 9,8—13 миллионов долларов. Несмотря на то что мушкетер второго дня с двумя носами и яростью в глазах, а полотно, на котором герой нарисован, побольше первого, оценили эксперты Christie's его дешевле — в 8,2—11,5 миллиона долларов. В итоге мушкетер Sotheby's победил. Его новому владельцу пришлось расстаться с 11,5 миллиона долларов. А обладатель носатого противника, выставленный на Christie's, отдал 9,3 миллиона долларов. Так что, как видим, мушкетерская тема, перекочевав в модерн, стала очень ценной.

Конечно, Пикассо и не думал иллюстрировать Дюма. Ему просто нравилось рисовать мушкетеров. Хотя было бы интересно увидеть “Трех мушкетеров” с репродукциями Пикассо вместо классических иллюстраций. Кто знает, может, мастера действительно вдохновили романы Дюма. Что он их читал, это точно. Может, мастер бессознательно обращался к героям Дюма, как мы, бездумно произнося фразу “один за всех” в какой-то бытовой ситуации?

— Ничего удивительного, в итоге мода на историзм XIX века отразилась и на модернизме, — считает Мария Чапкина.

И сейчас сотни художников по всему миру пишут героев Дюма. Одни докапываются до истины, пытаются точно изобразить костюмы и эпоху, другие предпочитают фантазировать, создавая авангардных осовремененных мушкетеров. Объединяет их одно — любовь к захватывающим приключениям, мастерски выписанным Александром Дюма.

 

Стихи о мушкетерах

* * *
Роскошные усы, изящная бородка, 
Ботфорты, шляпа с перьями
и шпага на боку… 
Ну разве сможет устоять
надменная красотка, 
Когда шепнет ей мушкетер
в ушко “мерси боку”? 
Хорошее вино, хорошенькие дамы, 
Игра на деньги и на жизнь
да служба королю. 
Всем сердцем ненавидят
нас гвардейцы кардинала, 
Но, если честно, я гвардейцев
тоже не люблю. 
Потертое седло да звонкие подковы, 
Гасконь, Шампань, Нормандия,
Бургундия, Прованс… 
Подвески королевы
и четыре мушкетера: 
На все века история
написана про нас!
Мария ТЕРНОВА.

* * *
Бражники, задиры, смельчаки — 
Словом, настоящие мужчины... 
Молодеют в зале старики, 
Женщины вздыхают беспричинно. 
Горбятся почтенные отцы: 
Их мечты — увы! — не так богаты. 
Им хотя бы раз свести концы 
Не клинков, а собственной зарплаты. 
Но зовет их дивная страна, 
Распрямляет согнутые спины — 
Потому что женщина, жена 
Хочет рядом чувствовать мужчину. 
Бой окончен. Выпито вино. 
Мир чудесный скрылся за экраном. 
Женщины уходят из кино. 
Каждая уходит с д’Артаньяном.
Феликс КРИВИН.

* * *
…Гносеологи,
Неофрейдисты, мистики,
Где ж нам взять мозги,
Их мало по статистике.
Ведь не зря ж сказал Сенека:
“Нет ума — считай, калека”.
И читаем мы Дюма —
Набираемся ума…
Тимур ШАОВ.

* * *
Фомин в драмкружке д’Артаньяна играет. 
Становится в позу. Бросает перчатку. 
А бабушка дома за ним
подбирает 
Перчатки и шпагу, ботинки и шапку. 
Сергей МАХОТИН.


* * *
Две молодые головы
На “ты” шептались в прошлом счастье,
И поцелуй был, как причастье,
Но я с тобою попрощаться
Хотел бы все-таки на “вы”...
В колодце плавает звезда
И хочет выбраться на небо,
А я не выберусь, наверно,
Но грустно и благоговейно
Благодарю Вас навсегда.
Боялись оба мы тогда
В избушке скрытной и скрипучей,
Накрытой, как тулупом, тучей.
Вы — незаслуженный мой случай...
Благодарю вас навсегда.
Мне камышами ваше “да”
Ночное озеро шепнуло,
Тень белая ко мне шагнула,
Да так, что ходики шатнуло...
Благодарю вас навсегда.
Туман баюкала вода,
И надвигались ваши очи,
Которых нет смелей и кротче,
Сестра родная белой ночи,
Благодарю вас навсегда.
Мне страшно Страшного суда,
Не страшно мне суда мирского,
Быть благодарным так рисково,
Ржавеет счастье, как подкова,
Готов к несчастьям, что ж такого,
Но я готов и к счастью снова —
Благодарю вас навсегда.
Евгений ЕВТУШЕНКО. Стихи из пьесы
“Благодарю вас навсегда” по роману
А.Дюма “Виконт де Бражелон”.

* * *
Слава — отрава, да честь дорога.  
Нету покоя отныне и впредь.  
Смилуйся, Боже, — пошли мне врага:  
было бы ради чего мне в бою умереть. 
Шпага все разрушит споры.  
Пей, безумствуй и коли...  
Чем храбрее мушкетеры,  
тем бодрее короли. 
Что наша жизнь? Поединки и кровь!  
Полдень в трактире, а полночь
в седле.  
Смилуйся, Боже, — пошли мне
любовь:  
было бы ради чего мне пожить
на земле. 
Шпага все разрушит споры.  
Пей, безумствуй и коли...  
Чем счастливей мушкетеры,  
тем хвастливей короли!
Булат ОКУДЖАВА.

* * *
Истосковалась я
По благородству —
Да, мушкетеры
Сделались не те...
И если честно —
Нелегко бороться
Мне на своей
Последней высоте.
Но все же я
Не опускала руки,
Торжествовать
Не позволяя злу.
Враги мне только помогают:
Ругань
Всегда воспринимала
Как хвалу.
Юлия ДРУНИНА.

* * *
Планета — книжный шкаф, 
А полки в нем — дороги. 
И книги — к ряду ряд, 
Как старые дома. 
Так много прочитав 
И пережив так много, 
Хочу вернуться к вам, 
Мой друг, мсье Дюма! 
Открою старый том 
С потертой позолотой — 
Зачитанный давно, 
Излюбленный роман. 
Забуду обо всем, 
Отброшу все заботы 
И будь, что суждено! 
Я с вами — д’Артаньян! 
Марина МИШИНА.
  * * *
Дни детства. Новгородская зима. 
Листы томов, янтарные, как листья. 
Ах, нет изобразительное кисти, 
Как нет изобретательней ума. 
Захватывающая кутерьма 
Трех мушкетеров, участь Монте-Кристья. 
Ты — рыцарство, ты — доблесть бескорыстья, 
Блистательнейший Александр Дюма. 
Вся жизнь твоя подобна редкой сказке. 
Объектом гомерической огласки 
Ты был всегда, великий чародей. 
Любя тебя, как и во время оно, 
Перед тобой клоню свои знамена, 
Мишень усмешек будничных людей. 
Игорь СЕВЕРЯНИН.
 

 


 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру