В Вахтанговском строят пристань

Первым к этой «Пристани» пришвартовался обозреватель «МК»

9 ноября 2011 в 12:29, просмотров: 3819

Вахтанговский театр, открывшийся в 1921 году своим легендарным спектаклем «Принцесса Турандот», готовится к юбилею. Правда, коллективной истерики здесь не наблюдается. Все спокойно строят «Пристань». Именно так назвал свой спектакль к 90-летию театра худрук Римас Туминас.

В Вахтанговском строят пристань
фото: Геннадий Черкасов
Юлия Борисова — как всегда, королева.

На сцене висит люстра, такая же, как в Большом, только поменьше размером. Пара парковых скамеек и две высоченные колонны по заднику, а между ними застыла группа людей в тёмном — из зала смотрятся живописным пятном. Выходит Доктор (черный сюртук, красная ермолка на голове, саквояж в руках) — персонаж из «Принцессы Турандот». Но почему-то не шутит, не говорит текстом Гольдони, а крадучись, бочком, проходит мимо застывшей группы. Вслед за ним, также воровато, пробегают другие маски самого, до недавнего времени, знаменитого спектакля Вахтанговского театра.

Простите, а что «Турандот» не будет? А как же это… А юбилей? А история, перевалившая на десятый десяток? Римас Туминас в «Турандот» не играет. Принципиально. «Сколько можно?» — говорит. Он задумал строить «Пристань». Судя по декорации Адамаса Яцковиса, огромную пристань.

— Это опера, — говорит Яцковис перед самым прогоном. Знает, что говорит — не одну оперу оформил в национальном театре. А тут люстру повесил, колонны выстроил, затейливые стены…

А тут еще на сцене запели — что-то вроде хорала и группа граждан в тёмном, двинулась вперед, на зрителя. И видно, что за их чёрными одеждами — стол. А на столе нагловато восседает Вячеслав Шалевич в смешной шапочке. Шалевич начинает монолог.

«Пристань» — это 84 человека, почти вся труппа на сцене. Больше ста костюмов. Восемь разных пьес, сведенных в одно большое действие. А еще, «Пристань» — это мечта, которая, наконец, осуществилась. Все звезды Вахтанговского сыграют те роли, о которых грезили, но за долгие годы так и не получили. В один вечер на одной сцене сойдутся Юрий Яковлев, Василий Лановой, Юлия Борисова, Вячеслав Шалевич, Людмила Максакова, Евгений Князев, Сергей Маковецкий и Галина Коновалова, которая служит в театре более 70 лет. Вот она как раз зажигает, как молодым и не снилось. Прямая спина, каблуки, звонкий голос.

В перерыве спрашиваю Туминаса:

— Римас, а тебя не давит груз лет — все-таки 90?

— Нет, не давит. Трудно, когда 20, ну 30 лет театру. А 90¸ 100, 120 — это легко.

— Что для тебя «Пристань»?

— Это наша память (затягивается сигаретой, молчит). Мы такие, какая наша память. А какая память, такое и прошлое. Ну, пора идти.

Ему трудно, он измотался и это видно. Надо резать, что называется, по живому, чтобы спектакль не стал бесконечным. Но при этом никого не обидеть и чтобы каждый сыграл то, что хотел. В общем, его кораблю нужно сманеврировать между Сциллой и Харибдой и остаться в живых.

«Пристань», пожалуй, самый амбициозный проект Вахтанговского за последнее время. Один бюджет — около 17 миллионов рублей. Половину вложил театр, половину — Министерство культуры. Понятно, что такие деньги на одноразовое предприятие не бросаются. «Пристань» станет репертуарным спектаклем.



Партнеры