Многие галеристы еще помнят те времена, когда выставляться на ярмарке «Арт-Манеж» было престижно. Сейчас же параллельно с арт-ярмаркой продают шубы, украшения... Картины из пуговиц, вышивка, наив и примитив от малоизвестных авторов, стандартные пейзажи с цветочками. Такое соседство не делает чести арт-событию. Вины художественной ярмарки в том нет, «Манеж» управляется частной компанией, которая дает место тому, кто больше заплатит. Некоторые участники, показывая работы малоизвестных художников, даже не могут вспомнить имя автора или его биографию.
— Мы понимаем, что уровень ярмарки давно упал и место скорее всего не окупится, — говорит коллекционер из арт-студии «Доминанта» Люсинэ Петросян. — Да, к «Манежу» можно относиться по-разному, но здесь большая проходимость — этого не отнять. К тому же время сейчас смутное, коллекционеры боятся выставлять мощные проекты...
Арт-студия «Доминанта» — объединение коллекционеров, решивших не хранить в закромах свои коллекции (как принято почему-то в России), а показывать широкой публике. Например, художника-семидесятника Александра Ишина. Автор, многие годы учивший рисовать инвалидов, отмечает
И все же на «Арт-Манеже» есть работы известных художников. В этом году гостей встречают два масштабных полотна советского классика Дмитрия Налбандяна: эскиз к картине «Толстой и Горький в Ясной Поляне» (116 на 100 см, 1954 г.) и «Моссовет» (147×198, 1991 г.). Пройдя их, зритель попадает на экспозицию «КонФигурации человека». Проект представлен на нескольких белых островках стен, что придает проекту галерейный вид. Здесь мы находим по две-три большие картины таких художников, как Аркадий Петров (ретроспектива шестидесятника показывалась весной в Музее современного искусства), Руслан Вашкевич, Миша Левин, Наталья Глебова, Екатерина Корнилова и Сергей Шерстюк.
На общем уровне кроме художников советского разлива выделяется наивное искусство. Представлен на «Арт-Манеже» один из интереснейших представителей арт-брют (искусства душевнобольных) Александр Лобанов. Он начал рисовать, находясь в психиатрической лечебнице. Арт-терапия действительно изменила его жизнь. Его работы получили широкое признание в конце
Из декоративных объектов выделяются подвижные скульптуры венецианского автора Джанфранко Меджато, который уже второй раз выставляется на «Арт-Манеже». Черно-золотые сферы — это, по выражению скульптора, «флюидные формы», где черный свет обозначает «негатив в нашей жизни, а белый — позитив». Приятные, особенно для интерьера какого-нибудь офиса, скульптуры обойдутся покупателю в
И все же на «Арт-Манеже» довольно живописи и скульптуры, которую уместнее было бы видеть где-нибудь на Старом Арбате или в переходе около ЦДХ.