Без палки в колесах

Музыкальным руководителем Михайловского театра станет ассистент Гергиева

13 декабря 2011 в 18:16, просмотров: 2660

Тезис о том, что дирижер есть профессия второй половины жизни, срабатывает все меньше. “Палочных дел мастеров” начинают любить за молодость. Впрочем, не сейчас это возникло: Ведерников (примерные цифры) в 37 пришел на Большой театр; Феликс Коробов в 32 стал главным в “Стасике”; Дмитрий Юровский в те же 32 принял оркестр “Русская филармония”. А с 1 января и Михаил Татарников, служащий при Гергиеве в Мариинке, станет главным дирижером в Михайловском театре.

Без палки в колесах
фото: symphonyfest.ru

Впрочем, глядя на работу Михаила, можно было допустить, что рано или поздно он получит нечто «собственное», выйдя из тени знаменитого шефа. Что отличает Татарникова — и это сразу бросается в глаза: он ни на йоту не пытается быть актером за пультом; он не слащав и не брутален; он не боится нарабатывать харизматичность годами, не устраивая из себя шоу (да уж какое шоу при Гергиеве). Не боится учиться, оставляя за собой известное право на твердость. Конечно, еще долго его имя будет склоняться в связи с именем Гергиева, но как раз «скромный», беспафосный Татарников рано или поздно найдет свой путь — и должность музруководителя кехмановского Михайловского театра (даже в плане эксперимента) будет ему только подмогой.

С Алексеем Рыбниковым Михаил работал несколько лет назад, готовя к премьере (с Гергиевым) Шестую симфонию Алексея Львовича. Происходило все это на базе в Белых Столбах под Москвой, и дни напролет можно было наблюдать, как Татарников собирает оркестр буквально по частям (а тогда для Фестиваля симфонических оркестров свезли «лучших оркестрантов со всей страны», образовав из них временный коллектив):

— Для меня большая радость, — говорит композитор Рыбников, — что г-на Татарникова назначают главным дирижером Михайловского театра. Ведь его опыт работы в Мариинке, в особенности с выдающимся Валерием Гергиевым, дает основание предположить, что назначение откроет новую творческую страницу в жизни Михайловского театра. Я его знаю лично. На протяжении десяти дней с ним работали над Шестой симфонией: это вдумчивый и серьезный музыкант. Который хорошо разбирается в оркестре, и для него нет секретов в дирижировании. С нетерпением жду новой встречи с ним: в мае в филармонии Татарников будет дирижировать моей Шестой симфонией...

И тогда и сейчас слышу мнение музыкантов: у Михаила замечательные руки и очень красивая манера дирижирования. Но, самое главное, он серьезный, несуетный, неповерхностный человек. И уж что точно: не отличающийся болезненным честолюбием — тем, на чем так часто «прокалываются» известные музыканты, загоняя себя в тупик.



Партнеры