Ростропович все-таки играющий

Начался монтаж памятника великому маэстро

21 марта 2012 в 19:43, просмотров: 2275

27 марта Мстиславу Леопольдовичу исполнилось бы 85 лет, и первоначально на эту дату намечали открытие его памятника в Брюсовом переулке. Но из-за всяких оргвопросов (и чуть ли не президентского протокола) открытие перенесено на 29 марта. Сама скульптура и 3-метровые фрагменты композиции пока находятся в литейке Рукавишникова (он — друг знаменитой четы и автор памятника) в Солнечногорске, а на месте уже ставят «камни» — часть необычного постамента...

Ростропович все-таки играющий
фото: Наталья Мущинкина

Процесс создания памятника был, скажем, не быстр и не очень прост. Изначально Рукавишников не хотел изображать Ростроповича играющим, аргументируя это тем, что «не любит имитации деятельности», хотел подать индифферентно — чтобы Ростропович, будучи уставшим, просто сидел за инструментом в финале концерта... Но Галина Павловна переубедила.

— Изобразить играющим — это мне серьезно усложнило задачу, — сообщает «МК» Рукавишников, — но сейчас я уже выпутался.

— Не наступали на горло своей песне?

— В данном случае нет. Ход был найден. Вообще, советов от семьи было мало, напротив: я сам обращался и к Галине Павловне, и к Ольге... они помогали, постоянно с ними были в контакте, даже приезжали ко мне, подолгу что-то обсуждали. Например, Галина Павловна по голове скульптуры мне делала замечания (и в силуэте я убрал нечто, напоминавшее шапочку).

— В чем была основная сложность?

— Самые проблемы — с нюансами изображения виолончели...

— Чтобы ничего не выступало?

— Там все равно выступает. Но вы правы: всегда приходится думать об антивандальности, ведь городок у нас еще тот, специфический.

— У нас и страна специфическая.

— Не скажите. У меня в Дмитрове стоит несколько тонких вещей, но ничего, не ломают.

— Но в двух словах — каким вы увидели Ростроповича?

— Скульптура из бронзы, наполовину реалистичная, но с сильным включением формалистических элементов. Потому что простым реализмом не выразишь всей глубины его таланта — вот в этих случаях фигуратив всегда смешивается с формалистическим искусством: он сидит с виолончелью и смычком, наклоненный вперед, в экспрессивной позе. Кстати, постамент тоже придумал я (архитекторам это понравилось), чтобы фигура смотрелась максимально органично. Причем постамент совершенно нетрадиционный: он состоит из рельефных бронзовых «щек» и гранитной плиты, которые словно бы проходят через бронзовый объем.

Итак, завтра-послезавтра смонтируют постамент (высотой около 2 м 80 см), а затем привезут и сам памятник (он где-то 2,50 м).

— Финальная установка памятника таит массу сюрпризов для скульптора, — напоследок улыбается мастер, — я-то вижу Ростроповича «с пола», что называется, лицом к лицу. А как он будет выглядеть с высоты трех метров? Приходится ложиться на пол и «заглядывать» снизу. Иногда удается ухватить все ракурсы правильно, иногда — нет. Посмотрим.




Партнеры